Елена Васильева

Российский журналист, колумнист Forbes

Иван Васильев

Российский журналист, колумнист Forbes

Россия против нефти

Члены ОПЕК не смогли договориться с Россией, отказавшейся от предложения о дальнейшем сокращении добычи нефти на фоне снижения спроса из-за коронавируса. «Мы уверены, что Россия вернется к кооперации», — приводит слова генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо «Интерфакс». Согласно обновленному прогнозу МЭА (англ. International Energy Agency, IEA), в 2020 году впервые с 2009 года ожидается падение мирового спроса на нефть.

6 марта во время переговоров страны-участницы ОПЕК настаивали на продлении ограничений по добычи нефти до конца текущего года, в также считали необходимым дополнительное сокращение суточной добычи нефти еще на 1,5 млн баррелей. Россия, в свою очередь, соглашалась на продление текущих договоренностей только на второй квартал, и не была готова на еще большее снижение объемов добычи, которое рассматривалось странами ОПЕК, как необходимая мера для поддержания мировых цен на нефть. Начиная с 2017 года страны ОПЕК+ пытаются управлять мировыми ценами на нефть.

На фоне отказа России согласовать новую сделку по сокращению нефтедобычи, о своем намерении начиная с апреля наращивать добычу заявила Саудовская Аравия. С 1 апреля из-за отсутствия соглашения все ограничения на добычу нефти будут сняты. Перспектива новой ценовой войны спровоцировала моментальную реакцию рынка: в результате за считанные секунды после начала торгов в 9 марта 2020 г. нефть марки Brent подешевела на 30%, продемонстрировав сильнейшее падение начиная с 1991 г. Следом обвалился курс рубля: евро превысил отметку в 86 руб., а доллар – в 75.

«Падение цены на нефть пока ничем не ограничено. При оптимистичном стечение обстоятельств, дно может установиться на отметке $30 за баррель, после чего начнется восстановление рынка», — отмечает эксперт Института энергетики и финансов Николай Иванов. Впрочем, как следует из отчета американского инвестбанка Goldman Sachs, цена барреля нефти может опуститься до $20 на фоне нестабильной ситуации на мировом нефтяном рынке, передает CNN. Российские власти смогут компенсировать потери бюджета от падения цен на нефть за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), следует из материалов, опубликованных на сайте Министерства финансов, передает агентство РИА «Новости», уточняя, что этих ресурсов при пессимистичном сценарии и цене на нефть около $25 за баррель хватит лет на шесть.

Госкорпорация «Роснефть» (находится в санкционных списках США и ЕС) планирует нарастить добычу нефти после разрыва сделки с организацией стран – экспортеров ОПЕК, об этом сообщал Bloomberg со ссылкой на близкие к компании источники. По словам министра энергетики России Александра Новака, возможность увеличения добычи в России с апреля будет зависеть от планов компаний (сообщал ТАСС). «Вряд ли у российских чиновников была цель намеренно навредить российской экономике и курсу валюты, на фоне усилий по реформированию Конституции и реструктуризации власти», считает Николай Иванов.

По мнению эксперта, разрыв соглашения с ОПЕК был вынужденным шагом. «Произошедшее – это, с одной стороны, внутрисаудовские интриги, с другой, возможно, тут и американское влияние просматривается», – говорит Иванов. – «Накануне разрыва нефтяного альянса в Эр-Рияд приезжал госсекретарь США Майк Помпео. Молодой саудовский принц бен Салман (Мухаммед ибн Салман Аль Сауд) способен на многое, накануне предотвративший государственный переворот в своей стране, и арестовавший несколько ключевых фигур в руководстве государства. Он провел раунд IPO Saudi Aramco и не имел больше мотива поддерживать цену на нефть.» Дополнительные снижения потребовали бы от России сокращения на полмиллиона баррелей в сутки. «В отличие от Саудовской Аравии, Россия не может быстро снизить, а потом нарастить добычу обратно из-за геологических особенностей», – считает Николай Иванов. – «В российской ситуации с высокой долей «старых» месторождений, которые и так требуют интенсификации добычи, невозможно нарастить добычу после принудительного снижения».

«Такое решение мог принять только Владимир Путин», комментирует ситуацию вокруг переговоров директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Эксперт вспоминает печальный опыт «Газпрома» в период кризиса 2009 года. Тогда цены на газ в Европе обвалились, но российский президент счёл нужным держать высокие контрактные цены, несмотря на сокращение доли рынка. «Полагаю, сейчас Путин учитывал этот опыт, применяя к нефтяному рынку. У него памяти осталось, что сокращение экспорта ведёт к проигрышу», предположил эксперт. Впрочем, затем «Газпром» спохватился снизил цены, и нарастил долю на рынке, вспоминает Михаил Корчемкин. С ним соглашается эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов, считающий, что главное – сократившийся рынок и его передел. «Остальное додумано; цена сначала стала падать, а потом вспомнили, что это плохо для «сланцевиков»», отметил он.

«До сих пор в России нет понимания того, как работает сланцевая добыча в США», — замечает Николай Иванов. Он убежден, внешними шоками этот сектор невозможно закрыть. «Объем добычи может варьироваться. Даже при небольших объемах можно найти возможность зарабатывать на добыче», объясняет Иванов. По его словам, американцы могут даже решить наращивать бурение на фоне низких цен, поскольку цены на сервисные услуги в такие периоды падают, а могут бурить, но не вводить в эксплуатацию скважины. «В Соединенных Штатах настолько большое разнообразие производителей – и мейджоры, и малые, и средние. Они могут диверсифицировать свои вложения. Преимущество сланцевой добычи в то, что она динамичная, и в зависимости от рыночной конъюнктуры можно менять подход к добыче нефти», заключает эксперт.

По мнению портфельного управляющего Tortoise Capital Advisors Роба Туммела, добыча нефти в Соединенных Штатах, вероятно, сократится, если низкие цены на топливо сохранятся. При этом, производители нефти в США, скорее всего, будут наращивать дисциплину в вопросах управления капиталом, чем многие из них уже начали заниматься год-два тому назад.

Как считает Туммель, в настоящее время влияние короновируса на спрос на нефть остается неопределенным. Оценки мирового спроса на нефть на 2020 год варьируются от 600 000 до 1,3 млн баррелей в день. «Мировые поставки нефти могут увеличиться на 500 000 до 1 млн баррелей в день, исходя из того, насколько Саудовская Аравия станет наращивать добычу нефти. Это может привести к переизбытку мирового рынка нефти на уровне 1,1 и 2,3 млн баррелей в день», — прогнозирует Туммель. По оценкам эксперта, при этом рынок будет перенасыщен на 1–2%.

1