
1 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

СЕЮЩИЕ РАЗДОР. 
РОССИЙСКИЕ И 

ПРОРОССИЙСКИЕ СМИ В 
МЕДИА-ПРОСТРАНСТВЕ 

УКРАИНЫ

Георгий Чижов

медиа



2 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

В течение почти двух с половиной десятиле-
тий независимости Украина оставалась наиболее 
интегрированной с Россией среди всех стран мира. 
Не присоединяясь к постсоветским союзам (за 
исключением скорее формального СНГ), страна 
пребывала в теснейшей связи с РФ благодаря 
близости языка и культуры; сходству убеждений, 
образа жизни и паттернов поведения значительной 
части населения; фактическому единству делового 
и медийного пространства; взаимной зависимости 
национальных экономик; личной унии элит и 
руководства силовых структур и ряда иных факторов.

Традиционно самой интегрированной считалась 
Беларусь – и с политической точки так оно и было: 
ещё в 1999 году Москва и Минск подписали Договор 
о создании Союзного государства, Беларусь вошла 
в Евразийский экономический союз и осуществляет 
военное сотрудничество с РФ в рамках ОДКБ. Однако 
по образу жизни и повседневным реалиям простых 
людей, интенсивности миграционных потоков, 
взаимопроникновению бизнеса и одностороннему 
проникновению российских «силовиков» Украина до 
середины 2010-ых оказывалась связанной со своим 
восточным соседом даже теснее.

Хотя размежевание началось с момента 
обретения Украиной независимости (и даже немного 
ранее) и ускорилось после Оранжевой революции 
2004 года, к моменту аннексии Крыма влияние 
Москвы на все сферы жизни соседнего государства 
находилось на чрезвычайно высоком уровне.

Может показаться парадоксальным, но 
практически все эти годы (за исключением нескольких 
непродолжительных периодов) Кремль оставался 

недовольным «слишком независимой» политикой 
украинского руководства и его недостаточной 
лояльностью по отношению к восточному соседу. 
Поэтому Москва нередко использовала различные 
методы политического и экономического давления, 
балансировала на грани прямого военного конфликта 
(когда в 2003 году с российской территории в 
направлении украинского острова Тузла начали 
интенсивно насыпать дамбу), создавала негативный 
имидж Украины внутри страны и за рубежом, активно 
вмешивалась в ход украинских выборов. При этом 
даже самые «пророссийские» руководители Украины 
– Леонид Кучма и Виктор Янукович – большую часть 
своей каденции оставались весьма проблемными 
партнёрами для Кремля.

До сих пор трудно установить, была ли аннек-
сия Крыма и попытка дестабилизации ряда вос-
точных и южных регионов Украины (приведшая к 
вооружённому конфликту на территории Донецкой 
и Луганской областей) хладнокровно продуманным 
политическим шагом или же стала спонтанной 
реакцией на весьма болезненную для Кремля победу 
Революции Достоинства. В любом случае, когда 
вероятный расчёт на распад украинского государства 
под грузом возникших проблем не оправдался 
и Москва осознала необходимость возврата к 
традиционным механизмам влияния, оказалось, что 
возможности такого влияния серьёзно ослаблены. 
Ослаблены, но всё же, в основном, не утрачены.

Возможно, самым сильным рычагом российского 
влияния остаётся экономическая взаимозависимость 
(более критичная для украинского бизнеса, нежели 
для российского). Некоторые связи выстроены ещё в 

ОБ АВТОРЕ

Георгий Чижов

Георгий Чижов является членом экспертной группы 
«Европейский диалог» и ее координатором в Украине, а 
также директором программы Центра поддержки реформ 
(Украина).



3 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

советские времена (наукоёмкие производства, в т.ч. 
оборонные), другие сложились и модернизировались 
в более поздние годы (энергетика, металлургия и т.д.) 
и не могут быть оперативно перестроены. Даже отказ 
украинской стороны от прямых закупок российского 
газа с экономической точки зрения приводит всего 
лишь к подорожанию сырья из-за усложнённой 
логистики. Приобретаемый Украиной «по реверсу» 
газ из Словакии, Польши, Венгрии всё равно по 
большей части добывается в недрах Ямала. Ряд 
крупных российских бизнесменов ещё до 2014 года 
«перекочевали» в состав украинской элиты (Вадим 
Новинский, Константин Григоришин и др.)

Многие украинские экономические акторы несут 
прямые убытки из-за запрета экспорта своей про-
дукции в РФ либо со стороны Украины (та же «обо-
ронка»), либо – что встречается чаще – со стороны 
России (товары народного потребления, пищевые 
продукты и многое другое). Крупный и средний биз-
нес по обе стороны границы так или иначе лоббирует 
возобновление прямых контактов без администра-
тивных ограничений.

Кроме того, в Украине сохраняется высокий 
по европейским меркам уровень коррупции при 
относительно слабых демократических институтах. 
Замедлившиеся в последние годы президентской 
каденции Петра Порошенко формирование 
системы антикоррупционных органов и реформы, 

направленные на повышение независимости 
судебной системы, сегодня и вовсе фактически 
остановлены, если не обращены вспять. Разумеется, 
эти факторы ослабляют устойчивость страны к 
российскому влиянию.

Существенные изменения инструментария вли-
яния Москвы произошли в последние годы в сфере 
медиа. До 2014-го основные российские телеканалы 
без ограничений принимались по всей территории 
Украины и имели аудиторию, сопоставимую с 
аудиторией наиболее популярных украинских 
каналов. Крупнейшие российские газеты издавали 
свои украинские выпуски.

«Русскую весну» 2014 года, драматические со-
бытия в Крыму и начало войны на Донбассе многие 
украинцы ещё наблюдали через призму российско-
го телевидения и через российский сегмент Интер-
нета. Кто-то сознательно интересовался позицией 
противника, кто-то считал, что московские каналы 
достойны доверия.

Впрочем, количество доверяющих стало стреми-
тельно сокращаться – параллельно с ужесточением 
запретительных мер Киева. По данным Киевского 
международного института социологии, в конце 2015 
года российское телевидение смотрели ещё почти 
20% украинцев, а к весне 2019-го их осталось всего 
4,3%. При этом с доверием к увиденному в прошлом 

Виктор Медведчук и Владимир Путин, 2019, Фото: kremlin.ru



4 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

году относились лишь 1,4% от всех опрошенных1.
Значительную роль в снижении аудитории 

российских каналов сыграли запреты. С 2014 
года административные и судебные органы Укра-
ины предписали провайдерам не транслировать в 
эфирных и кабельных сетях сигнал более семидесяти 
телеканалов. Хотя большинство среди этих десятков 
составляют каналы сугубо «нишевые», оказавшиеся 
под запретом по формальным признакам (общие ос-
нования для включения в список – нарушение правил 
трансграничного вещания и показ недопустимой в 
Украине рекламы), следует отметить, что «Первый», 
РТР, НТВ, «Россия-24» попали в список раньше других.

Но объяснить снижение популярности телекана-
лов одними запретами невозможно – в наше время 
известно немало способов обойти ограничения 
(самый простой из них – установка спутниковой 
антенны). Украинского зрителя отталкивает 
топорность российской пропаганды и явное 
несоответствие её установок повседневным реалиям. 

Несколько лучше отношение к новостным сайтам 
из РФ. По данным одного из недавних опросов, 
проведённого социологической компанией InMind 
по заказу организации Internews2, 13% опрошенных 
сообщили, что читают или смотрят российские СМИ. 
При этом в окружении каждого третьего есть кто-
то, кто использует российские медиа как источник 
новостей. Но отношение, по большей части, остаётся 
критическим: новостным сайтам доверяют лишь 20% 
их аудитории. Нетрудно посчитать, что число доверя-
ющих российским медиа, по итогам этого исследова-
ния, не превышает 2,5-3% от всех опрошенных.

В 2017 году президент Украины Пётр Порошенко 
заблокировал своим указом доступ к российским 
социальным сетям «Одноклассники» и «ВКонтакте», 
а также сервисы Яндекса, Mail.ru и ещё несколько 
ресурсов. Позднее к ним добавились сайты 
российских телекомпаний, «РИА Новости Украина» и 
другие. Накануне этого указа, в апреле 2017-го, 78% 
всех пользователей Интернета из Украины (около 

1   Елена Морозова. «Какие каналы чаще всего смотрят жители 
Украины и кто самый популярный телеведущий». Информатор, 
21.03.2019, https://dengi.informator.ua/2019/03/21/kakie-kanaly-
chashhe-vsego-smotryat-zhiteli-ukrainy-i-kto-samyj-populyarnyj-
televedushhij/
2   Денис Юдин. «Сколько украинцев смотрят российскую 
пропаганду: инфографика». ЛІГА.Новости, 22.10.2019, https://
news.liga.net/society/news/skolko-ukraintsev-smotryat-rossiyskuyu-
propagandu-infografika

20 млн. человек) имели аккаунт в сети «ВКонтакте»3, 
48% ежедневно обращались к Яндексу.

Уже к осени того же года, по оценкам экспертов, 
собранным автором этих строк в ходе исследования 
в различных регионах Украины, число пользователей 
заблокированных ресурсов уменьшилось на треть. 
Блокировка сайтов легко преодолевается при 
использовании VPN или Proxy-серверов, однако 
мотивация пользоваться российскими соцсетями и 
поисковиками быстро снижается. В конце 2018-го 
хотя бы раз в месяц посещали российские соцсети 
20-30% пользователей Интернет4. По данным специ-
алистов отрасли, сейчас «ВКонтакте» занимает 20%, 
а «Одноклассники» – 13% украинского рынка со-
цсетей5. А вот прежде отстававший от них Facebook 
увеличил свою долю до 43%.

Тем не менее, ещё полтора года назад «ВКонтакте» 
занимала четвёртое место по посещаемости в Украине 
среди всех доменов. Яндекс и «Одноклассники» также 
вошли в десятку наиболее посещаемых ресурсов6.

В отношении печатной прессы запретительные 
меры в Украине не применялись. В Киеве до сих 
пор издаются, например, «Аргументы и факты в 
Украине», «Экспресс-газета», «КП в Украине» (газета 
вынужденно перестала называться «Комсомольской 
правдой», выполняя требования украинского 
законодательства о декоммунизации). Тиражи этих 
изданий невелики, информационная политика 
весьма сдержанная, острые политические темы на 
их страницах почти не обсуждаются. Ряд дочерних 
изданий российских газет и журналов прекратили 
выходить по экономическим причинам.

В результате радикального падения в Украине 
объёма аудитории российских СМИ и доверия к ним, 
эффективность воздействия на общественное мнение 
в стране через медиа самой РФ упала до критически 
низкого уровня. Сегодня можно констатировать, что 
российские СМИ перестали быть инструментальными 

3   «Порошенко подписал указ о блокировке Mail.ru, «ВКонтакте» и 
«Яндекса» в Украине». Hromadske, 16.05.2017, https://hromadske.ua/
ru/posts/poroshenko-podpysal-ukaz-o-blokyrovke-mailru-vkontakte
4   Наталья Габрух. «Facebook пользуются 13 млн. украинцев. 
«Одноклассники» и «ВКонтакте» уходят в прошлое». Mc.today, 
13.02.2019, https://mc.today/facebook-polzuyutsya-13-mln-ukraintsev-
odnoklassniki-i-vkontakte-uhodyat-v-proshloe/
5   Аня Аблицова. «Сейчас люди сидят в Facebook на 10 минут 
больше, чем в 2018». LABA, 11.07.2019, https://l-a-b-a.com/
blog/685-kakie-socseti-predpochitajut-ukraincy
6   «Скільки українців користуються забороненими соцмережами: 
результати дослідження». 24 канал, 11.09.2018, https://24tv.ua/
skilki_ukrayintsiv_koristuyutsya_zaboronenimi_sotsmerezhami_rezultati_
doslidzhennya_n1030070

https://news.liga.net/society/news/skolko-ukraintsev-smotryat-rossiyskuyu-propagandu-infografika
https://news.liga.net/society/news/skolko-ukraintsev-smotryat-rossiyskuyu-propagandu-infografika
https://news.liga.net/society/news/skolko-ukraintsev-smotryat-rossiyskuyu-propagandu-infografika
https://hromadske.ua/ru/posts/poroshenko-podpysal-ukaz-o-blokyrovke-mailru-vkontakte
https://hromadske.ua/ru/posts/poroshenko-podpysal-ukaz-o-blokyrovke-mailru-vkontakte
https://l-a-b-a.com/blog/685-kakie-socseti-predpochitajut-ukraincy
https://l-a-b-a.com/blog/685-kakie-socseti-predpochitajut-ukraincy


5 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

с точки зрения влияния на умы украинцев. Некоторое 
влияние, по мнению местных экспертов, ещё 
сохраняется на контролируемой Киевом части 
территории Донецкой и Луганской областей – и 
это необходимо учитывать в контексте развития 
процессов на украинском Донбассе и вокруг него 
– но в общенациональном масштабе этим влиянием 
можно пренебречь.

Однако позиция Москвы из украинского медиа-
пространства никуда не делась: она продвигается 
теперь с помощью другого инструмента – так 
называемых пророссийских медиа, которые связаны с 
одиозными украинскими политиками промосковской 
ориентации, либо (предположительно) получают 
финансирование из РФ. Законодательно определив 
Россию как государство-агрессор, украинская 
власть приняла меры для ограничения аудитории 
российских медиа. Тем же путём пошло и общество, 
отказавшее этим медиа в доверии. Однако в стране 
стали укрепляться и расширять свою аудиторию 
формально украинские СМИ, контент которых 
идеологически и тематически тесно переплетается с 
российской пропагандой.

Содержательно все пророссийские СМИ 
Украины с большей или меньшей убедительностью 
продвигают определённый набор тем, призванных 
дискредитировать демократические ценности и 
институты в Украине и на Западе; посеять недоверие 
как внутри украинского общества, так и по отношению 
к европейским и американским партнёрам. Подобным 
образом они пытаются сформировать:

■  ■ - скептическое отношение ко всем действиям и 
инициативам украинского руководства;

■  ■ - тотальное недоверие к любым государственным 
и общественным институтам Украины, Евросоюза 
и его отдельных стран, Запада вообще;

■  ■ - усмотрение корыстных антиобщественных 
мотивов в любых действиях общественных 
активистов, государственных органов, западных 
союзников Украины;

■  ■ - представление о «внешнем управлении» 
украинским государством со стороны 
правительств западных стран, Международного 
валютного фонда и других транснациональных 
организаций;

■  ■ - неверие в возможность положительных 
изменений в Украине;

■  ■ - недоверие «всех ко всем» в украинском 

обществе;

■  ■ - девальвацию ценностей Революции 
Достоинства;

■  ■ - возникновение и укрепление языковой, 
религиозной, территориальной (западные-
восточные области) розни;

■  ■ - радикализацию наиболее пассионарной 
части общества, стремление к силовому 
противостоянию, «третьему Майдану»;

■  ■ - сомнения в искренности намерений западных 
союзников и в полезности самой европейской 
ориентации для страны;

■  ■ - искажённое представление о причинах 
и обстоятельствах продолжения военного 
конфликта на востоке страны;

■  ■ - искажённое представление о намерениях 
и реальных действиях России в отношении 
Украины, а также об успешности самой РФ и её 
роли в мире;

■  ■ - убеждение, что только РФ может и готова 
оказать реальную помощь Украине;

■  ■ - «московский» взгляд на спорные и конфликтные 
ситуации внутри Украины и в отношениях с 
соседями.

Наиболее заметным событием в «пророссийском» 
секторе медиа-пространства стала консолидация в 
одних руках телеканалов, которые специализируются 
на информационном вещании: NewsOne, «112 
Украина» и ZIK. В период с октября 2018-го по 
июнь 2019-го все эти каналы были приобретены 
народным депутатом Тарасом Козаком и объединены 
в медиахолдинг «Новости». Руководителем холдинга 
стал российский медиапродюсер Алексей Семёнов, 
незадолго до этого получивший гражданство Украины. 

Козак официально заявляет, что купил каналы 
с предпринимательскими целями и теперь «сможет 
построить крупнейшую сеть информационных 
вещателей, которая с точки зрения ресурсов 
делает их менее затратными и в тот же момент 
создаёт их большую капитализацию как актива»7. 
Однако настоящим владельцем телеканалов в 
политической и медиа-среде Украины принято 
считать Виктора Медведчука, главу политсовета 

7   «Владелец «112 Украина» и NewsOne Козак купил телеканал ZIK». 
«ZN,UA», 14.06.2019,
 https://zn.ua/ECONOMICS/taras-kozak-stal-oficialnym-vladelcem-
telekanala-zik-320861_.html



6 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» 
(ОПЗЖ) и кума Владимира Путина (российский 
президент стал крёстным отцом дочери Медведчука 
Дарьи). Впрочем, формально лидер ОПЗЖ с те-
леканалами никак не связан. «На самом деле эти 
каналы куплены подставным лицом, то есть связи с 
Медведчуком мы доказать не можем», - заявила на 
заседании Верховной Рады в июле 2019-го замглавы 
Национального совета по вопросам телевидения и 
радиовещания Ульяна Фещук8.

Тем не менее, представление о принадлежности 
телеканалов именно Медведчуку среди украинских 
политиков, журналистов и пр. является, по сути, 
консенсусным. Если эти каналы упоминаются вместе, 
то их не называют иначе как «каналы Медведчука» 
или «холдинг Медведчука». В журналистских 
расследованиях приводится довольно много 
доказательств связи Тараса Козака с Виктором 
Медведчуком. Так, приёмная депутата Козака 
находится в одном здании с офисом организации 
«Украинский выбор – право народа» Виктора 
Медведчука, Козак был заместителем Медведчу-
ка в общественной организации «Центр Правовое 
государство». Брат Тараса Козака Богдан является 
совладельцем ООО «Экспонент»  совместно с бра-
том Виктора Медведчука Сергеем. Журналисты 
программы «Схемы» зафиксировали, что Виктор 
Медведчук и Тарас Козак вместе летают на частном 
самолёте (в частности, в Москву).

Фиксируются и более сложные связи – через 
владение цепочкой аффилированных фирм и 
офшоров совместно с другими фигурами из 
ближайшего окружения Медведчука. Следует 
отметить, что схема владения активами через 
подставных лиц используется Виктором Медведчуком 
не только в сфере медиа. Формально он вообще 
не имеет бизнеса в Украине, однако считается 
олигархом и ведёт соответствующий образ жизни. 
Большая часть резиденций Медведчука в разных 
регионах страны также записаны на связанные с ним 
компании.

В октябре 2019 года Верховная Рада создала 
временную следственную комиссию для проведения 
расследования относительно законности смены 
владельцев информационных телеканалов (вошедших 
в холдинг «Новости») и обеспечения противодействия 

8   «У Нацсовета нет доказательств связи «112 Украина», NewsOne и 
ZIK с Медведчуком». «ZN,UA», 11.07.2019,
 https://zn.ua/UKRAINE/u-nacsoveta-net-dokazatelstv-svyazi-112-
ukraina-newsone-i-zik-s-medvedchukom-323449_.html

информационному влиянию России. Пока создание 
комиссии никак не сказалось на деятельности 
телеканалов.

Телеканал «112 Украина» открыл вещание 
в 2013 году, за несколько месяцев до начала 
Революции Достоинства. Его первого владельца 
предпринимателя Андрея Подщипкова многие в 
медиа-среде тоже считали подставным лицом, 
связанным с последним министром внутренних дел 
времён Януковича Виталием Захарченко. В 2015 году 
«112-ый» вышел на первое место по объёму аудитории 
среди информационных каналов Украины. Телеканал 
пережил несколько смен собственников, причём ко-
нечные бенефициары, по мнению медиа-экспертов, 
всякий раз оставались в тени.

В апреле 2018 года 99% собственности 
телеканала перешли швейцарской фирме Plirofories 
AG, которой владеет гражданин Германии Эдуард 
Катц. Из открытых источников украинским журна-
листам удалось выяснить, что семья Катцев прожи-
вает в маленьком посёлке Кюнцелль в центральной 
части Германии и занимается торговлей подержан-
ными автомобилями9. Отвечать на журналистские 
вопросы «телевизионный магнат» Катц не стал. А 
поскольку на канале появились новые менеджеры, 
связанные с Медведчуком, при этом сам политик и 
его высказывания стали часто появляться в эфире, в 
медиа-пространстве появились предположения, кто 
же в действительности купил «112-ый». Приобретение 
канала Тарасом Козаком в декабре 2018-го лишь 
подтвердило такие предположения.

Хотя телеканал «112 Украина» критиковали 
за наличие пророссийского контента, начиная 
с 2014 года (некоторое время вооружённых 
сепаратистов ДНР/ЛНР в эфире «112-го» называли 
«ополченцами»), в целом позиции ведущих и гостей 
оставались сбалансированными до 2018 года. После 
того, как формальными владельцами канала стали 
Эдуард Катц, а затем и Тарас Козак, политическая 
ангажированность канала и его созвучие российской 
пропаганде стали абсолютно очевидными. Со «112-
го» ушли несколько узнаваемых журналистов и ряд 
телеведущих с своими авторскими программами.

«Дело в том, что в последнее время Виктора 
Медведчука и той идеологии, кремлёвской идеологии, 
которую он пропагандирует, стало слишком много 

9   Максим Савчук, Наталія Седлецька. «Хто купив телеканал «112 
Україна»? (Розслідування)». Радіо Свобода, 20.08.2018, https://www.
radiosvoboda.org/a/schemes/29439621.html



7 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

на канале. И я не вижу для себя возможности 
продолжать, продолжать выходить на «112 канале»», 
- так, например, объяснила прекращение выхода 
своей программы известная ведущая Алеся Бацман10.

Действительно Виктор Медведчук нередко 
использует «112-ый» для провозглашения своих 
принципиальных позиций по различным вопросам. 
Комментируя в конце марта 2020-го выдвинутые МВФ 
условия для продолжения сотрудничества с Украиной 
(принятие закона, дополнительно регулирующего 
банковскую сферу, и снятие моратория на продажу 
земель сельскохозяйственного назначения), он 
заявил в эфире канала: 

«Международный валютный фонд осуществляет 
прямое внешнее управление Украиной привычными 
для него циничными методами… В ситуации 
глобального кризиса МВФ в который раз 
продемонстрировал готовность использовать 
проблемы своего «партнёра» для достижения 
собственных целей. Очевидно, что Украина не может 
рассчитывать на помощь Международного валютного 
фонда, поэтому вести такие переговоры власть 
должна с Российской Федерацией, Китаем, другими 
странами, которые такую помощь могут оказать»11, - 
говорил он.

Вообще тему восстановления отношений с 
РФ Виктор Медведчук поднимает на «112-ом» 
систематически:

«Но ведь это естественно, что в последнее время 
мы постоянно слышим… о том, что Украине надо 
договариваться с Россией… Да, это всё может помочь 
не только разрешению конфликта, это может помочь 
нашей экономике, которая сегодня стагнирует. И это 
может быть даже важнее, чем установление мира… 
Когда-то господин Лукашенко (в начале прошлого 
года), общаясь с журналистами на большой 
конференции, заявил: «Где конфликт? В Украине. Кто 
заинтересован в его разрешении? Украинская власть. 
Кто должен инициировать все мирные инициативы 
и кто должен искать вот этот знаменатель, который 
может привести к миру? Президент Украины и его 

10   «Гордон и Бацман со скандалом ушли с канала «112 Украина» 
из-за «русского мира» Медведчука». Телекритика, 17.05.2019, 
https://telekritika.ua/news/gordon-i-bacman-so-skandalom-ushli-iz-112-
ukraina-iz-za-russkogo-mira-medvudchuka/
11   «Виктор Медведчук: МВФ продолжает политику исключительного 
цинизма по отношению к Украине». 112.ua, 27.03.2020, https://112.
ua/mnenie/viktor-medvedchuk-mvf-prodolzhaet-politiku-isklyuchitelnogo-
cinizma-po-otnosheniyu-k-ukraine-530721.html

команда». Всё»12.
Далеко не все эксперты, выступающие в эфи-

ре «112 Украина», решаются призывать к дружбе 
с Россией. Куда чаще здесь можно слышать 
критику в адрес украинских властей за недостаток 
профессионализма и прозападные устремления. 
Некоторые эксперты отмечают, что в дневные 
часы передачи канала более сбалансированы в 
отношении представляемых точек зрения, а вот 
ближе к вечернему прайм-тайму в эфире появляются 
пророссийские «зомби» – аналитики и комментаторы 
с одиозной антизападной позицией.

Телеканал NewsOne был создан украинским 
бизнесменом и политиком Вадимом Рабиновичем 
ещё в 2008 году. Однако всеукраинскую извест-
ность обрёл после 2014-го, когда был выкуплен у 
Рабиновича народным депутатом от Партии регио-
нов Евгением Мураевым. В августе 2015 года после 
реструктуризации канал вышел в эфир в новом 
формате под новым логотипом, из новой студии и с 
обновлённым содержанием программ. Вскоре он 
вошёл в тройку информационных каналов Украины 
по объёму аудитории. Уже с этого момента NewsOne 
имел репутацию пророссийского, хотя в течение 
некоторого времени на нём работали российские 
эмигранты с антикремлёвской позицией – Евге-
ний Киселёв и Матвей Ганапольский – и ряд впол-
не респектабельных украинских журналистов. Как 
и в случае со «112 Украина», контент канала стал 
ещё более пророссийским после приобретения его 
Тарасом Козаком в октябре 2018-го.

Начиная с декабря 2017 года канал получил 
несколько предупреждений и штрафов со стороны 
Национального совета по вопросам телевидения 
и радиовещания за нарушение законодательства 
Украины и правил вещания. В сентябре 2019 года 
Нацсовет даже принял решение обратиться в суд 
с целью лишить телеканал лицензии на вещание 
из-за нарушения законодательства (разжигание 
национальной, расовой и религиозной вражды). В 
октябре Окружной административный суд Киева 
открыл производство по иску Нацсовета, однако 
решение до сих пор не вынесено.

Последнее по времени предупреждение и 
штраф (25% от лицензионного сбора – 105  625 

12   «Виктор Медведчук: команда правительства, включая Гончарука 
и его министров, профнепригодна и ведет к краху экономики». 112.
ua, 12.02.2020, https://112.ua/interview/viktor-medvedchuk-komanda-
pravitelstva-vklyuchaya-goncharuka-i-ego-ministrov-profneprigodna-i-
vedet-k-krahu-ekonomiki-525457.html



8 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

гривен – более 4 тысяч долларов США) были 
наложены на NewsOne Нацсоветом по вопросам 
телевидения и радиовещания 27 февраля 2020-
го из-за высказываний  ведущего программы «Я 
так думаю» Руслана Коцабы  в эфире телеканала 
в ноябре прошлого года13. В частности, Коцаба за-
явил: «Незаконное обогащение и было целью этих 
«евромайдановских барыг». А не какое-то там 
призрачное европейское будущее, НАТО, Евросоюз и 
т. п. Соответственно восставший Донбасс попытались 
покорить с помощью танков и авиационных бомб. Это 
правда, её некуда девать. Она должна быть озвучена, 
именно здесь, на уровне. Киевские власти должны 
признать, что использование вооружённых сил 
против мирного населения является преступлением, 
на которое не распространяются сроки давности»14.

В этих словах Нацсовет усмотрел признаки 
нарушения таких норм законодательства:

■  ■ - части первой статьи 28 Закона «Об 
информации» (информация не может быть 
использована для призывов к свержению 
конституционного строя, нарушению 
территориальной целостности Украины, 
пропаганде войны, насилия, жестокости, 
разжиганию межэтнической, расовой, 
религиозной вражды, совершению 
террористических актов, посягательства на права 
и свободы человека);

■  ■ - абзацев 3, 4 и 9 второй части шестой 
статьи Закона «О телевидении и 
радиовещании» (не допускается использование 
телерадиоорганизаций для призывов к 
насильственному изменению конституционного 
строя Украины, развязыванию агрессивной 
войны или её пропаганды и/или разжигания 
национальной, расовой или религиозной вражды 
и ненависти, для трансляции телепередач, 
изготовленных после 1 августа 1991 года, 
содержащих популяризацию или пропаганду 
органов государства-агрессора и их отдельных 
действий, а также таких, которые признают 
правомерным оккупацию территории Украины);

13   Мар’яна Закусило. «Нацрада оголосила попередження та 
оштрафувала NewsOne за висловлювання Руслана Коцаби». 
«Детектор медіа», 27.02.2020, https://detector.media/infospace/
article/175113/2020-02-27-natsrada-ogolosila-poperedzhennya-ta-
oshtrafuvala-newsone-za-vislovlyuvannya-ruslana-kotsabi/
14   «Нацсовет оштрафовал NewsOne на 105 тыс. грн. из-за 
высказываний Коцабы». Телекритика, 27.02.2020, https://telekritika.
ua/news/naczsovet-oshtrafoval-telekanal-newsone-na-105-tys-grn-iz-
za-vyskazyvanij-koczaby/

■  ■ - пунктов а) и в) части первой 59 
статьи Закона «О телевидении и 
радиовещании» (телерадиоорганизация 
обязана соблюдать законодательство Украины 
и требования лицензии, распространять 
объективную информацию)15.

Нетрудно заметить, что, хотя вышеприведённые 
высказывания ведущего Коцабы и соответствуют те-
зисам кремлёвской пропаганды, под нарушение 
перечисленных юридических норм они попадают с 
большой натяжкой. Следует ожидать судебного иска 
теперь уже канала NewsOne к Нацсовету с неплохой 
перспективой добиться отмены штрафа (а возможно, 
и предупреждения). 

7 июля 2019 года в эфире программы «Вести 
недели» на московском телеканале «Россия 1» был 
анонсирован телемост «Надо поговорить», организо-
ванный телеканалами «Россия 1» и NewsOne (анонс 
в эфире украинского канала появился несколько 
позже в тот же день). Телемост планировалось про-
вести 12 июля, ведущими с российской стороны 
были заявлены Андрей Малахов и Мария Ситтель, 
с украинской – Елена Кирик и Василий Голованов. 
Идея такой специальной телепрограммы демагогична 
и вполне укладывается в «кремлёвские тезисы»: мол, 
пока политики спорят о принадлежности Крыма и 
Донбасса, простые люди, представители «братских 
народов» могут вести диалог через их голову.

Намерение провести телемост вызвало 
шквальную критику большинства украинских 
политиков и общественных активистов. У здания 
NewsOne прошли пикеты протеста, национа-
листы намекали на возможность силовых ак-
ций. «Телеканал NewsOne сообщает о том, что в 
связи с информационной кампанией против своих 
журналистов, угрозой нападения на канал… мы 
вынуждены прекратить подготовку телемарафона 
«Надо поговорить». Мы хотим, чтобы в Украине 
наступил мир, но есть силы, представляющие партию 
войны, которым это крайне невыгодно», - озвучила 
позицию телеканала его пресс-служба16. «Россия 1» 
провела «телемост» Москва-Киев без украинского 
партнёра. Однако проклятия (или похвалы) в адрес 
NewsOne на несколько дней стали одной из топовых 
тем украинского медиа-пространства.

Телеканал ZIK вырос из одноимённого 

15   Там же
16   Елена Галаджий. «Кому и зачем понадобился телемост Украина-
Россия?» КП в Украине, 8.07.2019, https://kp.ua/politics/641646-
komu-y-zachem-ponadobylsia-telemost-ukrayna-rossyia



9 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

львовского информационного агентства. Впервые 
вышел в эфир 1 сентября 2010 года. В 2016-ом стал 
всеукраинским и открыл новую центральную студию 
в Киеве. Последовательно находился в оппозиции 
как президентам Украины Виктору Януковичу и 
Петру Порошенко, так и мэру Львова Андрею 
Садовому. До июня 2019 года канал принадлежал 
Петру Дыминскому, олигарху регионального уровня, 
который покинул Украину после попадания в ДТП, 
приведшее к смерти человека (по мнению следствия, 
именно Дыминский стал виновником ДТП).

После покупки ZIK Тарасом Козаком с канала 
уволились почти все ведущие программ, многие 
журналисты, редакторы и менеджеры. В качестве 
причины все они назвали нежелание сотрудничать с 
Медведчуком в интересах России и против Украины. 
Большинство кадров, пришедших им на смену, 
перевелись с каналов NewsOne и «112 Украина».

Наиболее скандальной из передач канала 
последних месяцев стал телемарафон «Попахивает 
Соросом» (оригинальное украинское название «Тхне 
Соросом» можно перевести на русский и грубее 
– «Воняет Соросом»), прошедший 28 февраля. 
«После распада Советского Союза американский 
миллиардер Джордж Сорос решил присвоить 
ни много, ни мало, а целые страны, сделать их 
зависимыми. Особенно успешно он зашёл в Украину, 
создав целую сеть своих агентов, своих фанатов 
американских деньжат. Сегодня они захватывают 
Украину», - говорилось в анонсе программы17. Под 
этот текст на экране появлялись лица украинских ми-
нистров, главы «Нафтогаза Украины» Андрея Кобо-
лева, руководителя Национального антикоррупцион-
ного бюро Артёма Сытника и других. 

В ходе марафона сотрудники канала и 
приглашённые эксперты обсуждали деятельность 
Джорджа Сороса и его предполагаемое влияние на 
украинское правительство, парламент, Генеральную 
прокуратуру, а также на общественные организации. 
Среди прочего участники телемарафона обвиняли 
Сороса в организации «цветных революций» в 
Восточной Европе, провоцировании насилия, 
разрушении национальных экономик. Утверждалось, 
что Сорос привёл к власти Петра Порошенко и 
Кабмин Алексея Гончарука, что на деньги Сороса 
в Украине создавались специализированные 
антикоррупционные органы…

17   «Марафон «Тхне Соросом» | Дивіться у п’ятницю на телеканалі 
ZIK». https://www.youtube.com/watch?v=sn1eVavi9lrQ, 25.02.2020

Как утверждает в своём заявлении украинская 
Комиссия по журналистской этике (КЖЭ), «весь 
телемарафон  … на телеканале ZIK базируется 
исключительно на предположениях и оценочных 
суждениях, которые не основываются на конкретных 
и убедительных фактах. Такие утверждения звучат из 
уст не только приглашённых экспертов, но чаще всего 
– от самых ведущих, которые должны, наоборот, 
обеспечивать беспристрастность представления 
информации. Особенно много таких комментариев 
было зафиксировано во время ток-шоу …, где 
ведущие активно озвучивают обвинения и направляют 
спикеров и дискуссию в заранее определённое 
русло»18. КЖЭ расценила действия журналистов и 
редакции ZIK как злоупотребление свободой слова и 
объявила телеканалу ZIK публичное осуждение.

Наиболее заметной среди пророссийских 
печатных изданий является газета «Вести», выходящая 
с 2013 года и официально созданная на средства 
российских инвесторов. Сегодня она входит в состав 
холдинга «Мультимедиа-инвест групп» (вместе с 
телеканалом UBR, журналом «Вести. Репортёр» и 
«Радио Вести»), принадлежащего министру дохо-
дов и сборов времён Януковича Александру Кли-
менко, который живёт в Москве. До 2018 года га-
зета распространялась в крупных городах Украины 
бесплатно, позже стала продаваться за символи-
ческую плату. Контент газеты, как и других СМИ 
холдинга, позволяет говорить о продвижении тезисов 
российской пропаганды. В мае 2014-го в редакции 
«Вестей» прошёл обыск – главному редактору Игорю 
Гужве (до «Вестей» тот несколько лет проработал 
в Москве) и издателю газеты инкриминировали 
отмывание доходов и уклонение от уплаты налогов.

В последние недели, когда пандемия 
коронавируса стала привычным информационным 
фоном, российская пропаганда усиливает нарративы, 
связанные с неспособностью украинских властей 
справиться с новыми вызовами самостоятельно или 
при помощи западных партнёров. Российские СМИ 
вновь предрекают Украине распад государства, 
экономический крах, торжество нацистов. 

И украинская газета «Вести» не отстаёт. 
«Безденежье и страх: из-за карантина у 90% 
украинцев возникли проблемы»; «Сколько киевлян 

18   «КЖЭ объявила каналу ZIK публичное осуждение за марафон 
«Тхне Соросом». Телекритика, 10.03.2020, https://telekritika.ua/
news/kzhe-obyavila-kanalu-zik-publichnoe-osuzhdenie-za-marafon-
thne-sorosom/ 

https://www.youtube.com/watch?v=sn1eVvi9lrQ


10 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

заболеют Covid-19 – Кличко озвучил тревожную 
цифру»; «Детей послали на верную гибель». Кто 
пострадал от карантина больше других»; «Эпидемия 
Covid-19 в Украине – болезнь убила 45 человек, си-
туация ухудшается»; «Поголовно банкроты. Что будет 
с украинскими авиакомпаниями после карантина»; 
«Заканчиваются деньги и терпение. Безработица за-
гонит украинцев в село»19 – это заголовки с главной 
страницы Интернет-сайта газеты только за один день 
7 апреля.

После продажи газеты структурам Клименко 
летом 2015 года Игорь Гужва покинул пост главного 
редактора и создал Интернет-издание Страна.
ua. Как и газета «Вести», Страна.ua выходит только 
на русском языке, критикует евроинтеграционные 
устремления прежнего и нынешнего украинского 
руководства, выступает за улучшение отношений с РФ. 
Игорь Гужва вместе со своим заместителем Светланой 
Крюковой вели программу на канале NewsOne, по-
являлись также и на «112 Украина». Летом 2017 года 
Гужва снова стал героем криминальной хроники: его 
задержали по обвинению в вымогательстве. Главный 
редактор якобы шантажировал народного депутата 
Дмитрия Линько публикацией компромата. Позднее 
Гужву освободили под залог, он сумел покинуть 
Украину и добраться до Австрии, где получил поли-
тическое убежище. Страна.ua продолжает работать: 
несмотря на явную тенденциозность, контент издания 
формируется весьма профессионально и благодаря 
этому заметен в украинском медиа-пространстве.

Темы российской пропаганды издание 
«отрабатывает» весьма творчески. Например, вот 
так:

 «Пока все умы заняты эпидемией коронавируса, 
украинские власти ударными темпами 
сворачивают мирные переговоры по Донбассу.
Уже свёрнута работа по созданию 
Консультативного совета, а также вообще вся 
активность в Минске, где традиционно проходят 
переговоры по урегулированию кризиса на 
Донбассе. Параллельно Украина заняла 
жёсткую позицию по отношению к Москве. При 
этом полностью копируется риторика Петра 
Порошенко»20.
	 Или так:

19   Vesti.ua, 7.04.2020, https://vesti.ua/
20   «Почему на Донбассе стреляют все громче, а Киев заморозил 
мирные инициативы». Страна.ua, 5.04.2020, https://strana.ua/
video/259497-pochemu-kiev-zamorozil-mirnyj-protsess-na-donbasse-
novyj-vypusk-jasnoponjatno-s-olesej-medvedevoj.html

«В ночь на 31 марта Верховная Рада приняла 
скандальный закон, который позволяет продавать 
украинские земли сельхозназначения… Момент 
для голосования выбран очень удачно: из-за 
карантина любые акции протеста в Украине 
запрещены.
Впрочем, карантин ввела сама же власть. И 
утром 31 марта премьер Денис Шмыгаль уже 
заговорил о том, что Украина не может слишком 
долго сидеть на карантине, так как сильно 
пострадает экономика. Правильно: зачем теперь 
нужен карантин, если приняли нужный МВФ 
закон о земле? …страна не намерена менять 
ранее принятый курс, выбранный ещё при 
Порошенко. Это полная зависимость от внешних 
структур – МВФ, посольства США и других»21.

Интересы Москвы Страна.ua продвигает даже 
в публикациях на исторические темы. В частности, 
в статье, посвящённой 80-летию окончания со-
ветско-финской войны, говорится о том, что после 
выхода Финляндии из Второй мировой войны 
Советский Союз не стал оккупировать страну и 
лишь вернул себе территории, отобранные им 
у Финляндии ещё в 1940-ом. «…однако взамен 
Финляндия по умолчанию согласилась с тем, что не 
может проводить враждебную политику в отношении 
СССР. Поэтому Финляндия и не вступила в НАТО, 
сохраняя к Москве нейтралитет в развернувшейся 
холодной войне между соцлагерем и Западом.

Так родился термин «финляндизация» как 
способ сосуществования малого государства рядом 
со сверхдержавой: Финляндия вела неизменно 
дружественную политику в отношении Советского 
Союза, а СССР, в свою очередь, не делал попыток её 
советизировать» 22.

И завершается статья фактическим призывом к 
украинцам смириться с оккупацией части территории 
их страны: «Сейчас, видя тупик в украинско-
российских отношениях, этот термин <финлянди-
зация> иногда используют как вариант для выхода 
из этого тупика. И нельзя исключать, что однажды 
«финский» сценарий окажется актуальным для 

21   «Под кого продают украинскую землю». Страна.ua, 31.03.2020, 
https://strana.ua/video/258508-v-chikh-interesakh-prinjat-zakon-o-
rynke-zemli-novyj-vypusk-jasnoponjatno-s-olesej-medvedevoj.html 
22   Дмитрий Коротков. «Пять вопросов о советско-финской 
войне, закончившейся 80 лет назад. Уроки для Украины». Страна.
ua, 13.03.2020, https://strana.ua/articles/istorii/254633-pochemu-
proizoshla-sovetsko-finskaja-vojna-1939-1940-hodov.html



11 Война за гранью закона: операции враждебного влияния России в Испании
 

Владимир Жбанков

Украины»23.
В Украине работают и другие Интернет-

медиа пророссийской направленности, однако их 
аудитория невелика, а цитируемость невысока. Тем 
не менее, «мир» пророссийских медиа сегодня, по 
мнению экспертов, оказывает заметное влияние на 
мировоззрение многих украинцев.

Измерить конкретные результаты пагубного 
влияния российских и пророссийских медиа (СМИ, 
социальных сетей и блог-платформ) на украинское 
общественное мнение достаточно трудно. Тем не 
менее, социологами неоднократно фиксировалось, 
что постоянная аудитория таких медиа в наибольшей 
степени настроена против европейской и 
евроатлантической интеграции Украины, зачастую от-
казывается признавать РФ агрессором, скептически 
относится к некоторым демократическим ценностям 
(особенно к равным правам для меньшинств), 
отрицает справедливость института выборов и не 
верит в искренность намерений руководителей своей 
страны.

Украинские пророссийские медиа встречают 
минимальное противодействие со стороны 
властей – в отличие от медиа самого государства-
агрессора. Помимо упомянутых уголовных дел в 
отношении Игоря Гужвы и штрафов, наложенных 
на телеканал NewsOne, можно вспомнить отказ в 
продлении лицензии пяти телекомпаниям, которые 
ретранслировали телеканал «112 Украина» в 
цифровой сети. Это произошло в сентябре 2019-го, 
уже при президенте Зеленском. На «112-ом» заявили 
о «жестокой цензуре» и «сомнениях в наличии 
свободы слова в Украине»24, однако деятельность са-
мого канала не запрещена, он доступен в кабельных 
сетях, в Интернете или через спутниковую антенну. В 
соответствии с решением Совета национальной без-
опасности и обороны Украины заблокирован доступ 
к нескольким украинским информационным сайтам, 
впрочем, эти сайты можно буквально сосчитать по 
пальцам одной руки.

Столь мягкую реакцию властей на пророссийский 
контент можно объяснить отсутствием традиции 
подавления СМИ государством и общественным 
неприятием давления на журналистов. Хотя 
международные организации никогда не относили 

23   Там же
24   «Нацсовет не продлил цифровые лицензии группе вещателей 
«112 Украина», телеканал назвал это цензурой». Гордон, 26.09.2019, 
https://gordonua.com/news/politics/nacsovet-lishil-licenziy-gruppu-
veshchateley-112-ukraina-telekanal-nazval-eto-cenzuroy-1301638.html

Украину к государствам с полной свободой 
слова, здесь присутствует медийный плюрализм, 
позволяющий Кремлю сохранять и продвигать свою 
повестку дня в информационном пространстве 
страны.

https://gordonua.com/news/politics/nacsovet-lishil-licenziy-gruppu-veshchateley-112-ukraina-telekanal-nazval-eto-cenzuroy-1301638.html
https://gordonua.com/news/politics/nacsovet-lishil-licenziy-gruppu-veshchateley-112-ukraina-telekanal-nazval-eto-cenzuroy-1301638.html

