InformNapalm

Данный материал был впервые опубликован на www.informnapalm.org

Чем «Яндекс» может угрожать Украине?

Сегодня Президент Украины Петр Порошенко подписал указ, которым в отношении «Яндекса» на три года введены следующие санкции: блокирование активов, ограничение торговых операций, предотвращения вывода капиталов за пределы Украины, остановка выполнения экономических и финансовых обязательств, ограничение или прекращение предоставления телекоммуникационных услуг и использования телекоммуникационных сетей общего пользования. Речь идет как о российском «Яндексе», так и «Яндекс.Україна». Подобные санкции сроком на три года введены в отношении «ВКонтакте» и «Одноклассников».

«Вид ограничительной меры: запрет интернет-провайдерам предоставления услуг по доступу пользователям сети интернет к ресурсам сервисов «Mail.ru» (www.mail.ru) и социально-ориентированных ресурсов «Вконтакте» (www.vk.com) и «Одноклассники» (www.ok.ru)», — говорится в сообщении.

Действительно ли “Яндекс” и российские соцсети представляют собой если не опасность, то бомбу замедленного действия для украинской национальной безопасности? В чём смысл блокировки этих ресурсов? Об этом 27 апреля написали InformNapalm. Сокращенную версию статьи “Гибридные войны: скрытая угроза «Яндекса” мы решили опубликовать специально для тех, кто задается этими вопросами.

Потерпев поражение в первой схватке, отступив на всех фронтах, Россия не теряет надежды заполучить Украину. Разборка между башнями Кремля, в результате которой фактически перестал существовать проект «Шалтай-Болтай», вытащила на свет давно известную профессионалам информацию о том, что весь крупный российский IT-бизнес тесно связан с ФСБ. Уже не раз поднимался вопрос о «ВКонтакте», «Одноклассниках», холдинге Mail.ru в целом и ряде других российских сервисов, которыми продолжают массово пользоваться и российские оппозиционные активисты, и украинцы.

Например, давно известно, что конечный собственник Mail.ru Group, которой подконтрольна социальная сеть ВКонтакте – Алишер Усманов, вернейший друг и кошелек Путина, получивший из его рук награду «За благодеяние» (и не одно, и не только Путину). Но есть и другая корпорация, продукты которой охватывают все сферы деятельности человека в Интернете, от почты и платежей до досуга и перевозок, а заодно являются инструментом “мягкой силы”. Речь, конечно же, о Яндексе.

Кто контролирует Яндекс?

«Яндекс» – общество с ограниченной ответственностью, 100% которого принадлежит акционерному обществу Yandex N.V. (Нидерланды). В акционерном обществе два вида акций: А и В. Акции вида В дают в 10 раз больше голосов, с их помощью управляется компания. Эта система, которая должна была обезопасить компанию от рейдерских атак, создавалась основателями «Яндекса» Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем в те времена, когда «Яндекс» самой большой угрозой для себя считал российское государство с присущими ему повадками ночного грабителя.

С тех пор многое изменилось. Теперь «Яндекс» – сказочно богатая корпорация, в которой государство российское – главный владелец, обладатель ключевой “золотой” акции. В 2009 году «Яндекс» продал за 1 евро государственному Сбербанку России одну «золотую акцию», которая дает широкие полномочия в  контроле за пакетами акций предприятия. Начиная с августа 2009 года любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. Это означает, что несговорчивый акционер, который, например, решит поспорить с ФСБ, не сможет перепродать свой пакет акций в сторонние руки, а будет вынужден либо смириться с политикой других управленцев, либо забыть о том, что когда-либо владел таким активом – остальную работу выполнят за него.

Важнейшую часть инфраструктуры «Яндекса» составляют «Яндекс.Деньги». Эта платежная система на 75% принадлежит все тому же Сбербанку России. В Украине она не работает, но не потому, что не хотела бы: ее заблокировал Нацбанк Украины.

Если учитывать, что офисы компании находятся там, где ФСБ в любой момент может провести обыск или что похуже, то мы получим полностью послушную Кремлю в ключевых вопросах корпорацию. Неудивительно, что по мере “закручивания гаек” в России «Яндекс» все теснее прижимается к Кремлю. В марте этого года по всей России прошли митинги против Медведева, инициированные Алексеем Навальным и Фондом борьбы с коррупцией. Печатные и телевизионные СМИ промолчали, зато об акции написали на сотнях информационных сайтов. Как отреагировал «Яндекс»? Молчанием. Новости о митингах просто не попали в выдачу.

На «Яндекс» посыпались жесткие претензии от российских оппозиционеров, а ответы компании оказались крайне невразумительными. Напомним, что в январе 2017 года все тот же «Яндекс» собственным решением начал отключать кошельки оппозиционерам.

«Яндекс» инвестирует в Украину, несмотря ни на что

Система, которая позволила бы «Яндексу» переплюнуть более технологически развитый и богатый Google и вытеснить его из страны, опирается на два столпа: политическая крыша (в Китае не дают развиваться Google, и появляется Baidu – в России же развивается «Яндекс») и, самое главное, обилие «вспомогательных сервисов», которые плотно окружают юзера и создают вокруг него «Яндекс»-инфраструктуру. Почта, Навигатор, Карты, Деньги, Работа, Новости, Браузер – и пользователь дрейфует в сторону «Яндекса». В нем же так удобно! Заполучив пользователя, основной заработок «Яндекс» получает от Денег, Маркета и Директа.

Директор по технологиям «Яндекса» сказал в одном из интервью, что “Яндекс” готов захватить долю Google в любой стране, если это будет экономически оправданно. Но не в каждую страну «Яндекс» по факту может прийти. Окружить иностранца сетью сервисов очень дорого. В Украине же проникновение «Яндекса» обойдется чуть дешевле: здесь много русскоязычных граждан, и традиционно, несмотря на преимущество Google, «Яндекс» до событий 2014 года имел долю более 30% как поисковик. После 2014 г. «Яндекс» не пострадал ни от каких притеснений и отлично себя чувствует. Более того, с 2016 года он активно покоряет украинский рынок.

Началось все с того, что «Яндекс» устроил рекламную кампанию в Facebook, в которой рассказывал о своих многочисленных преимуществах и планах развития в Украине. После чего «Яндекс» запустил новый сервис такси, проведя массированную рекламную кампанию через уличную рекламу. Появились новые интересные партнерские предложения для СМИ: «Яндекс.Директ» активизировал поиск заказчиков.

Объективно, расходы на экспансию «Яндекса» в Украину измеряются миллионами долларов. Сервис «Яндекс.Такси» компенсирует водителям большие суммы, чем платят пассажиры, и при этом не жалеет денег на маркетинг.

Допустим, владельцы «Яндекса» – бизнесмены, и они пришли в Украину зарабатывать деньги. Отрицать конфликт между Россией и Украиной невозможно – в этом контексте российские вложения в украинскую экономику являются рискованными. В любой момент начаться эскалация военного конфликта. В самой России силовики могут наехать за ведение бизнеса во “вражеском” государстве. Инвестиции в Украину пойдут прахом в любом из этих случаев. Вероятность успеха крайне мала. Что делают хозяева «Яндекса»? Вкладывают в развитие украинского офиса миллионы. Такое в России возможно только в одном случае. Когда российскому бизнесмену не жалко денег? Когда эти деньги – государственные. Либо когда сделать такое вложение попросило именно государство.

Угроза национальной безопасности?

«Яндекс» обладает широчайшими возможностями тихо влиять на внутриукраинскую повестку. Миллионы пользователей «Яндекса» ежедневно видят пять новостей – выжимку, самое важное. Точно так же как и россияне 26 марта увидели в выдаче только самое важное – и, само собой, никаких митингов против коррупции. «Яндекс» выдавал, выдает и будет выдавать украинцам ровно то, что считают необходимым в определенных кабинетах комплекса зданий на Старой площади.

Но самая главная польза, которую может приносить “Яндекс” Кремлю — сбор и хранение данных о пользователях. Десятки, если не сотни тысяч украинцев постоянно пользуются Яндекс.Картами, Яндекс.Почтой, а также Поиском, причем историю поиска конкретного пользователя Яндекс хранит вместе с той персональной информацией, которую пользователь вводит в других сервисах компании. Например, мама украинского солдата написала письмо своему брату, в котором рассказала о том, куда его отправляли, что там делалось, и с кем ее сын там служит. Чиновник Федор Пупкин, судя по поиску, интересуется часами Ulysse Nardin, часто ищет что-то о военной технике и отдыхе в Ницце, а судя по данным Карт бывает в «Укроборонпроме» – и российским спецслужбам при желании достаточно легко с Пупкиным о чем-нибудь важном договориться. Много чего мы видим, если мы «Яндекс» в Украине. И имеем возможность передать куда следует.

Запрет пользоваться определенными почтовыми сервисами (только чиновникам! только на работе!), принятый Кабинетом министров Украины в 2015 году, никого не спасет. Хотя бы потому, что все самое интересное – в частной переписке, геотаргетинге и статистике поиска. Особенно если они друг с другом объединены под одним аккаунтом.

Но «Яндекс» не только собирает данные о пользователях в Украине. Он еще и зарабатывает и встраивает в свою систему украинских бизнесменов и медиа. Система «Яндекс.Директ» – посредник между рекламодателем и интернет-СМИ, основной источник доходов медиакомпании. Кроме того, поисковик может брать новости в свою выдачу и заключать договоры с медиа. «Яндекс» уже сейчас подсадил СМИ на пакеты сотрудничества с ним, как в свое время делал «Укр.Нет»: некоторые украинские СМИ получают до 20% просмотров с «Яндекса»! И потом откручивают рекламу украинских рекламодателей, и деньги опять идут «Яндексу». Украинские деньги. Из которых российские сотрудники Яндекса получают зарплаты и платят налоги. А на что тратят в России налоги, сами прекрасно знаете.

Очевидно, дальнейшая экспансия «Яндекса» в Украине может рассматриваться только как бомба с часовым механизмом, которая в нужный момент может вбросить в украинское информационное пространство то, что нужно будет Кремлю. А в промежутке будет тихо создавать нужный тому же Кремлю информационный фон, шпионить и зарабатывать.

_______________

Материал к публикации подготовили Андрей Лисовский и Михаил Макарук (InformNapalm), адаптировала Юлия Архипова (Дом Свободной России в Киеве).

48