Георгий Чижов

Руководитель исследовательских программ Центра содействия реформам

Выборы с «Реновацией»: мэрии требуется триумф

Массовые протесты весны и лета 2017-го в Москве оказались очень неудобными для столичной власти. Поскольку случились не вовремя – в  период фактически стартовавшей избирательной кампании.

О том, что в сентябре в Москве состоятся выборы, знают немногие. По данным социологов, доля осведомлённых не дотягивает и до 20%. И впрямь: Госдуму только что выбрали, президентские – будущей весной, у городских депутатов и мэра срок ещё явно не вышел. О выборах в собрания городских муниципальных районов (прежде совпадавших по срокам с президентскими) помнит лишь московская исполнительная «вертикаль» да немногочисленные оппозиционные активисты. И такая ситуация столичную власть очень устраивает: бесшумная, незаметная кампания и голосование при минимальной явке – гарантия достижения нужного результата.

С другой стороны, нынешняя кампания – лишь первый, тренировочный шаг трёхходовки. После сентября административные штабы в округах и районах столицы сразу же, без «демобилизации», переключатся на обеспечение высокого результата Владимира Путина, а затем – на мэрскую кампанию. Будет ли в сентябре 2018-го вновь баллотироваться на пост градоначальника Сергей Собянин – пока интрига. Судя по доходящим сигналам, аппетиты у мэра несколько выше, и он включается в подковёрную борьбу за почти уже вакантное кресло премьера.

Именно премьерскими амбициями Собянина склонны объяснять многие аналитики громкую инициативу по «реновации» (то есть, массовому сносу) столичных домов с переселением их жителей. Строительство (и заселение уже построенных и пустующих) 25 млн. квадратных метров жилья позволит бросить спасательный круг находящемуся в глубоком кризисе московскому строительному комплексу, который является основой строительной отрасли России. Поистине федеральный масштаб и стратегическое видение, которое должен оценить вышестоящий руководитель!

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» – эту фразу применительно к «хреновации», в конце концов, повторил даже президент. Выяснилось, что закон, легализующий переселение и снос, который в ускоренном темпе приняла Государственная Дума, не даёт переселяемым почти никаких гарантий, зато сильно упрощает жизнь строителям. Разнообразные нормы и требования к качеству жилья (их и без того придерживались очень условно) стали необязательными в случае реновации. Право собственности тоже оказалось под вопросом.

Утверждать, что абсолютное большинство потенциальных переселенцев – против, было бы преувеличением. Кто-то верит посулам властей, кто-то рад переехать из действительно аварийного жилья, кто-то просто не привык громко высказываться. Но стихийное недовольство поднялось и, конечно же, нашло своих союзников и лидеров среди протестных активистов. А тут как раз местные выборы на носу. И больная тема – самая что ни на есть местная, аж дальше некуда! И затрагивает сегодня около одного миллиона шестисот тысяч москвичей – почти 15% от населения города по официальной статистике.

Местные выборы в Москве проходят по мажоритарным многомандатным округам. Численность мандатов, приходящихся на избирательный округ, в каждом из районов своя, но нигде не превышает пяти. Каждый избиратель получает право выбрать от одного до пяти (трёх, четырёх – в зависимости от района) кандидатов. Система выглядит демократичной, ведь она, по идее, гарантирует попадание в районные собрания ярких местных лидеров – даже проиграв кандидату от «партии власти» борьбу за первое место, оппозиционер занимает «проходное» второе или третье.

Для городских властей успех на этих выборах тоже не представляется сложной задачей. Интерес к районной политике традиционно невелик, явка низка, управляемый электорат (сотрудники Управ, бюджетники) мобилизуются сравнительно легко – большинство гарантировано почти во всех районах, кроме буквально нескольких, особо ершистых. Да и победа разношёрстной и недружной «оппозиции» в двух-трёх районах из 125 (плюс ещё поселения так называемой Новой Москвы) мало что поменяет – районные собрания имеют незначительные полномочия. Однако в мэрии посчитали, что победы недостаточно – необходим триумф. Префектуры административных округов (их 10 в прежних границах столицы и 2 – в Новой Москве) получили указание обеспечить 100%-ое избрание в районные собрания кандидатов от «Единой России». Без мандатов должны остаться не только условные сторонники Навального, но и вполне системные коммунисты, жириновцы и «эсеры».

Наверное, эта установка имеет определённые допуски, и за одиноких оппозиционных районных депутатов снимать префектов с должности не станут. Однако свою политическую волю мэрия высказала чётко, и на местах серьёзно задумались, как «обыграть» систему многомандатных округов. А тут как раз совершенно не к месту разгорелись «реновационные» протесты, способные полностью перечеркнуть возможность достижения установленного 100%-го показателя.

Интернет-газета «Знак» сообщила, что на закрытом совещании в мэрии заместитель главы города Анастасия Ракова, курирующая внутреннюю политику, якобы заявила: «К концу июля тему реновации надо погасить». Определённые успехи в этом направлении достигнуты. С одной стороны, по итогам голосования москвичей в МФЦ (многофункциональные центры оказания муниципальных услуг) и на портале столичного правительства «Активный гражданин», около 500 домов (порядка 10% от всех, подлежащих сносу) из программы реновации исключили. Это оказались именно те дома, где были созданы и громко заявили о себе протестные группы. Подсчёт голосов особого доверия ни у кого не вызвал, зато лишний раз подтвердилась важная для полузадушенного гражданского общества истина: если ты активно протестуешь, с тобой зачастую проще не связываться.

С другой стороны, властям удаётся использовать любые ошибки активистов для их дискредитации. В ходе согласованного митинга «Против сноса Москвы» на проспекте Сахарова 14 мая между его организаторами случился конфликт по вопросу, давать ли слово Алексею Навальному. Стало ли это результатом «провокации мэрии», как утверждают некоторые, или нет, однако в итоге СМИ очень грамотно раздули недоверие к неформальным лидерам и той, и другой конфликтующих сторон. На следующей протестной акции 12 июня уже сам Навальный неожиданно призвал москвичей выходить на «запрещённую» Тверскую вместо согласованной площадки на Сахарова, чем поставил в неловкое положение «антиреновационных» активистов, чьи сторонники составляли немалую долю всех протестующих.

Сейчас Москва вступает в традиционное отпускное затишье, на которое очень рассчитывает власть. Её оппоненты крайне ограничены в ресурсах (не только финансовых), чтобы даже проинформировать горожан о предстоящих выборах. Никакой заметной уличной активности до осени тоже не ожидается. Протестные активисты уходят агитировать в полупустые дворы. Выдвиженцы «Единой России» предпочитают закрытые форматы в помещениях с потенциально лояльными участниками – им важно не привлекать внимания к сентябрьскому голосованию.

Никто не ждёт от местных выборов сенсаций. Но некоторые неожиданности возможны. Не допустив многих харизматичных и пассионарных лидеров в федеральную политику или выдавив их оттуда, власть оставила им последний шанс: попробовать добиться чего-то на самом низовом уровне.

На Севере Москвы собирает единомышленников Юлия Галямина, занявшая второе место в мажоритарном округе на выборах сначала в Мосгордуму, а потом и в Государственную Думу. Сегодня она один из общегородских лидеров движения против реновации и организатор школы местного самоуправления. В Юго-Западном административном округе столицы сильны позиции у «яблочницы» Елены Русаковой и соратника Навального Константина Янкаускаса. Движение «Солидарность» в лице Ильи Яшина формирует крепкую команду в районе Красносельский Центрального округа. Бывший депутат Госдумы и вероятный кандидат в мэры Дмитрий Гудков набирает кандидатов в муниципальные депутаты по всему городу…

Сентябрь в Москве может оказаться горячее, чем прохладный июнь.

28