Илья Пономарев

Оппозиционный политик, депутат Государственной думы России 5-го и 6-го созывов

Зачем Захарченко придумал «Малороссию»

18 июля Александр Захарченко объявил о создании на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР единого государства «Малороссии», ставшей, по его словам, правопреемницей Украины с курсом на присоединение к союзному государству России и Беларуси, а также на перспективу получения безвизового режима с Евросоюзом.

Курьезность данного заявления вызвала немалый интерес среди общественности и неоднозначную реакцию даже у субъектов самого «образования». Произошло это как раз накануне традиционного Кухонного разговора в Доме Свободной России, на этот раз с Ильей Пономаревым и, конечно же, столь интригующая тема не могла остаться незатронутой. Мы обсудили с нашим гостем, что «курят» главы ОРДЛО и для чего это нужно Кремлю.

Исходя из деталей реализации, по мнению Пономарева, идея о создании «Малороссии» принадлежала именно Захарченко. Это стало ясно по незамедлительной реакции Плотницкого и вскоре появившемуся опровержению со стороны самопровозглашенной ЛНР. Москва же наоборот выдержала значительную паузу в несколько дней, прежде чем дать первый комментарий на эту тему. Безусловно, подобные решения едва ли принимаются без ведома Владислава Суркова, Помощника президента РФ. Однако вполне вероятно, что Захарченко получил отмашку, мол, «вы действуйте сами, а мы посмотрим, как это использовать».

Кроме того, в контексте появления специального представителя США по Украине Курта Волкера данный шаг выглядит как вполне закономерное повышение ставок со стороны Захарченко. Известно, что Волкер считает Минские переговоры выгодными лишь Кремлю и вредными для самой Украины. Сам факт его появления свидетельствует о планируемой ревизии Минских соглашений. Заявив о создании «Малороссии», Захарченко тем самым переводит самопровозглашенные республики в новый статус альтернативной украинской власти.

Безусловно, это была заявка на повышение субъектности, и Москва будет это разыгрывать. Однако едва ли подобные действия могли оказаться хитрым планом, придуманным в Кремле, утверждает Пономарев. Как говорит сам Сурков: «Если вы смотрите на что-то и не понимаете, это чудовищная глупость или хитрый план, то не сомневайтесь, что это чудовищная глупость». Чаще всего решения принимаются именно так.

Пономарев полагает, что у истории с Донбассом есть две основные цели. Первая заключается в том, что на международном уровне уход России с востока Украины может быть разменян на фактическое (однако не юридическое) признание Крыма российским, как это было со странами Балтии и Советским Союзом. Второе же – это управление Украиной в целом. Ни признание независимости, ни, тем более, присоединение Донбасса к территории Российской Федерации никем и никогда всерьез в Кремле не рассматривались. В этом смысле поощряются лишь действия, способные оказать влияние на Украину в целом. И наоборот, категорически не поощряется все то, что может вернуться бумерангом в Россию, как, например, «стрелковщина» или идеи «Новороссии».

Логика Кремля, по мнению Пономарева, заключается в том, что любые пассионарные проявления должны быть либо «задушены в объятиях», либо физически отстрелены, иначе они могут повернуться против самого Путина. Любая же инициатива, направленная на раскачивание украинской ситуации, с точки зрения кремлевских архитекторов, наоборот весьма желанна и будет всячески поддерживаться.

Текст подготовлен Палиной Бродик на основе дискуссии с Ильей Пономаревым, прошедшей в Доме Свободной России 19 июля.

1