Одна из ключевых историй прошедшей недели развернулась вокруг российского государственного нефтяного гиганта Роснефть — компании, которая в очередной раз была втянута в политическую авантюру, плохо совместимую с бизнесом. В тоже время, название компании стало жестко ассоциироваться с двумя крайне неоднозначными политическими фигурами: президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, считающим свои последние дни, и бывшим канцлером Германии, который также известен как лоббист российских энергетических компаний на западе Герхардом Шредером.
Так, агентство Reuters, со ссылкой на высокопоставленного менеджера государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela, сообщило, что как минимум в двух ситуациях правительство Венесуэлы использовало деньги, предоставленные Россией, чтобы избежать грозящего дефолта по бондам. Деньги от России и «Роснефти» стали ключевым источником помощи правительству Николаса Мадуро, которое пытается избежать как суверенного дефолта, так и политического переворота в стране. Правящий режим все больше обращается к России за кредитами, а взамен предлагает ценные нефтяные активы. Данная информация появилась на фоне новости о том, что «Роснефть» заплатила за поставки нефти из Венесуэлы $6 млрд предоплаты.
«Свободная Россия» обратилась к директору Института энергетической политики, Владимиру Милову, за комментарием:
«Совершенно очевидно, что решительные действия режима Мадуро — учреждение Конституционного собрания, с целью эффективного блокирования парламента страны, контролируемого оппозицией, — имеют некоторую финансовую поддержку от внешних доноров, а именно от России. В противном случае, почему богатая нефтью Россия, покупает нефть из Венесуэлы на сумму 6 миллиардов долларов (это размер ежегодной добычи нефти, например во Вьетнаме) и даже обеспечивает полную оплату за нее, тогда как собственный объем добычи «Роснефти» является одним из крупнейших в мире (5,7 млн. баррелей в день), и даже если этого недостаточно для удовлетворения потребностей компании в добыче нефти, дополнительную нефть можно было бы легко купить на рынке при лучших условиях и без таких щедрых уступок?
Ответ очевиден — политика. Путин хочет поддержать режим Мадуро, но это трудно сделать с помощью государственных кредитов или кредитов гос. банков — «качество» Венесуэлы как заемщика — ничтожно, на рынке есть консенсус, что это государство приближается к дефолту. «Роснефть» же использует «предоплату»: эта схема не привлекает в государство или гос. банки «токсичных» активов, а оплата предусмотрена в натуральном выражении (хоть у Венесуэлы, и нет наличных, страна все еще физически производит нефть).
Несмотря на заявления «Роснефти» о том, что «она не намерена» покупать больше венесуэльской нефти с предоплатой, кто знает. До сих пор эта схема работала, и до сих пор спасала венесуэльский режим от краха. Плата должна быть выплачена: многие новостные ленты сообщили, что чистая прибыль Роснефти снизилась на 20% в течение первой половины этого года, основной причиной которой было увеличение издержек на покупную нефть более чем на 30%. Этому способствовали щедрые закупки нефти из Венесуэлы. Если режиму Мадуро понадобится больше денег от Путина, вот схема, которая всегда может быть использована. И которая может хорошо влиять на решимость Мадуро принимать решения».
Что же касается экс-канцлера Герхарда Шредера, то и его будущее будет по всей видимости тесно связано с Роснефтью, в совет директоров которой, он был выдвинут российским правительством 11 августа.
Поделиться своими мыслями об этом событии мы попросили энергетического эксперта Фонда «Свободная Россия», Илью Заславского:
«Новость о том, что Герхард Шредер будет независимым членом совета директоров Роснефти, это еще одно пятно в истории его морального падения, как беспринципного политика и человека. Довольно широко известно, что, уходя с должности канцлера Германии, он одобрил проект газопровода Газпрома Северный Поток-1, а потом быстро получил теплое высокооплачиваемое место в компании в 2005 г, где оказался в компании друга Путина из Штази Матиаса Варнига (сейчас возглавляет компанию «Норд Стрим»).
Из таких вот известных фактов родился термин – «шредиризация» — который обозначает факт завуалированной взятки со стороны Кремля бывшим большим политическим фигурам с Запада, чтобы они оправдывали и всячески обслуживали подрывные интересы Москвы в демократических странах.
Менее известно, что Шредер не только обслуживал интересы Кремля, но и давно помогал российским олигархам сделать бессодержательным институт независимых директоров в Российских корпорациях. В 2009 г, после корпоративного рейдерства и захвата компании ТНК-БП олигархами, близкими к Кремлю и Игорю Сечину, Михаилом Фридманом и его партнерами из консорциума ААР, Шредера и Александра Шохина (на тот момент давно уже члена «Единой России», который давно обслуживал бизнес-интересы Кремля), позвали быть якобы независимыми директорами компании. Но всем было понятно, что «независимыми» они будут только в пользу российской части владельцев компании, захвативших оперативный контроль ТНК-БП с помощью ФСБ и других силовых ведомств.
Роснефть, компания, где Игорь Сечин властвует, обходя стороной коммерческую логику всегда, когда это касается интересов Кремля, как внутри, так и вне России, сейчас переживает благодаря такому бездарному руководству, тяжелые времена. Как показывает последняя отчетность, компания по сути имеет долг в $82 млрд, из которых по поручению Кремля фактически подарила $13.5 млрд клептократическому режиму Венесуэлы. Обслугу в лице Шредера зовут, очевидно, в компанию, чтобы пытаться «нормализовать» подобные результаты».