Федор Крашенинников

Российский политолог, публицист и общественный деятель

Арест одного губернатора и цена путинских рейтингов

По официальным данным, в сентябре 2020 года Иван Белозерцев, член партии «Единая Россия» и выдвиженец президента Путина, победил в первом туре губернаторских выборов, набрав фантастические 78.8 процентов голосов. Итоги выборов были утверждены, несмотря на высказанный уже тогда многими оппозиционно настроенными наблюдателями скепсис относительно их достоверности. Белозерцев оставался на посту губернатора до марта 2021 года, когда он был арестован по обвинению в получении взяток, а потом и отстранен от должности указом президента.

Несмотря на недавний электоральный триумф Белозерцева, ни одной акции жителей региона в поддержку своего губернатора не состоялось, более того – никто даже не попытался ее организовать.

Можно, конечно, возразить, что избиратели Белозерцева полностью разочаровались в нем, узнав о выдвинутых против него обвинениях. Но эта версия весьма сомнительна. Никакого доверия к правоохранительным органам у граждан России нет, и тому есть множество доказательств. Например, официально озвученные властями обвинения в адрес Алексея Навального вовсе не убедили его сторонников, что они поддерживают преступника. Есть и еще более убедительный пример: арест и отстранение от должности губернатора Хабаровской области Сергея Фургала спровоцировали многомесячные протесты в регионе, при том, что его тоже обвинили в совершении различных преступлений.

Почему же хабаровчане не поверили обвинениям в адрес Сергея Фургала и попытались бороться за него, а жители Пензенской области повели себя иначе? И если они подозревали Белозерцева в нечистоплотности, то почему активно голосовали за него всего пол года назад?

Ответ прост. Сергей Фургал – одно из немногих исключений из правила, по которому формируется вся власть в России. Он победил как протестный кандидат в напряженной борьбе с поддерживаемым Путиным и всей федеральной властью кандидатом. То есть, все те голоса, которые он получил, были отданы за него совершенно сознательно.

Случай Белозерцева – как раз вполне типичен для современной России. Бывший член КПСС и бывший военный, он занялся политикой и сделал карьеру уже при Путине, когда выборы утратили всякую состязательность. Очевидно, что даже в 90-е годы человек с такой невыразительной биографией и тусклой харизмой не смог занять никакого крупного выборного поста. Но при Путине в России побеждают на выборах не те, кто нравится избирателям, а те, кто нравится начальству.

На своих последних выборах Иван Белозерцев победил вовсе не потому, что почти 80 процентов жителей региона его действительно поддерживали, а потому что в Администрации президента была согласована именно его кандидатура. В результате, никаких реальных конкурентов у него не было, а все механизмы административной мобилизации, манипуляции и откровенной фальсификации работали в его пользу. Косвенно это признано и на официальном уровне: уже после задержания губернатора СК РФ возбудил дело по поводу фальсификации итогов выборов на одном из участков, где Белозерцев якобы получил 85 процентов голосов.

Полное равнодушие населения к отстранению от должности и аресту, несмотря на активную поддержку на выборах – это норма для путинских губернаторов. Так, в сентябре 2015 года был арестован за взятки губернатор Республики Коми Вячеслав Гайзер, который за год до этого набрал на выборах 78,97 процентов – при поддержке президента Путина и партии «Единая Россия». Никаких акций в его поддержку в Республике Коми не было.

В апреле 2017 года был отстранен от должности и арестован губернатор Удмуртии Александр Соловьев, который в 2014 году якобы набрал на губернаторских выборах сенсационные 84,85 процентов голосов избирателей – и тоже никаких акций поддержки или заметного возмущения по поводу его отстранения и ареста в Удмуртии замечено не было.

Все это не только заставляет усомниться в том, что итоги губернаторских выборов в России отражают реальные настроения избирателей, но и в очередной раз задуматься о том, можно ли вообще делать хоть какие-то выводы о поддержке населением политики нынешних российских властей, исходя из официальных результатов выборов.

Каждый раз, когда будет сообщаться о высоких рейтингах Владимира Путина, его невероятной поддержке среди населения или очередных электоральных победах, необходимо вспоминать истории Белозерцева, Соловьева, Гайзера и задавать вопрос: значат ли эти цифры хоть что-нибудь и готовы ли декларируемые миллионы сторонников предпринять что-нибудь для поддержки своего лидера?

Построенная Путиным политическая система держится вовсе не на реальной поддержке населения, а на полицейском насилии, административной ресурсе и навязываемых пропагандой итогах опросов и голосований, достоверность которых более чем сомнительна.

Путин во многом скопировал советскую политическую систему, которая тоже много лет казалась монолитной и поддерживаемой большинством населения. Но когда в 1991 году советская власть стремительно коллапсировала, в ее поддержку не вышел никто и нигде – миллионы членов компартии, сотрудников силовых ведомств, чиновников, работников бюджетной сферы не просто пассивно наблюдали за ее крахом, но во многих случаях даже приветствовали его.

Арест губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева в очередной раз продемонстрировал, что в современной России проценты, получаемые ставленниками власти на проводимых ими же выборах, не имею никого отношения к реальной популярности этих людей. И нет никаких причин полагать, что официально публикуемые рейтинги Владимира Путина или те результаты, которые он получает на выборах, более достоверны, чем сомнительные достижения бывшего пензенского губернатора.

Пусть это и кажется фантастикой, но вполне может оказаться реальной ситуация, когда отстранение от власти Владимира Путина не вызовет никакого возмущения у граждан России и выяснится, что вся его популярность была всего лишь пропагандистским мифом и следствием манипуляций на выборах и фальсификации их результатов на всех уровнях.

45