В 2021 году в России, стране, которая входит в Совет Безопасности ООН, обладает ядерным оружием и претендует на роль одного из центров современной цивилизации и мировой политики, пытают и незаконно удерживают в тюрьме Алексея Навального – главного оппонента несменяемого лидера государства Владимира Путина. Причем в тюрьме Алексей Навальный оказался после того, как спецслужбы России пытались отравить его запрещенным химическим оружием. Все это могло бы быть сюжетом антиутопии, фильма о Джеймсе Бонде или комикса, но это не вымысел, а реальность.
Многие из тех, кто живет в России или внимательно следит за ситуации в ней, не могут понять, почему страны Запада так снисходительны к Владимира Путину все эти годы. Ведь Путин у власти уже более 20 лет и Алексей Навальный далеко не первый оппонент путинского режима, который подвергается преследованиям за свои взгляды. На руках Владимира Путина кровь Бориса Немцова и множества других людей, которые в разное время и по разным поводам пытались сопротивляться ему. И это не говоря о внешнеполитических авантюрах – от Грузии и Крыма до Сирии и Центральной Африки. Сколько еще громких политических преступлений должно быть совершено, чтобы политическая элита Запада осознала, куда Путин завел Россию и какой режим в ней установил.
Важным шагом к осмыслению того кошмара, с которым столкнулась сегодня Россия, стала бы большая смелость в формулировках, поскольку определение путинского режима как авторитарного или гибридного играют ему на руку. Конечно, для выросших в свободных обществах исследователей и политиков и эти слова кажутся достаточно жесткими. Однако они позволяют путинскому режиму выглядеть гораздо приличнее, чем он есть на самом деле и годами избегать неприятных вопросов и жестких санкций.
Пришло время назвать вещи своими именами: режим, который установил Путин в России сейчас можно и нужно определять как фашистский. Термин «фашизм» в данном случае – не публицистическое клеймо, а констатация факта. Достаточно перечитать эссе Умберто Эко «Вечный фашизм», чтобы убедиться: построенная Путиным система полностью соответствует предлагаемым там критериям.
Особенно цинично, что адепты путинского режима любят рассуждать о «фашизме», атакуя своих оппонентов и критиков в России и за ее пределами. При этом они сознательно подменяют понятия, уравнивая фашизм и нацизм. Такая игра слов вовсе не случайна.
Нацизм в современном мире совершенно справедливо стал синонимом абсолютного зла. Его внешние признаки всем известны и доведены массовой культурой до комиксной прямолинейности: антисемитизм, расизм, униформа, свастика, произносящий речи вождь в военном мундире и «лагеря смерти». Это позволяет путинским пропагандистам заявлять, что Россия сегодня – вовсе не фашистское государство, потому что в ней ничего такого нет.
Путинский режим ни в коем случае не является нацистским, он действительно отрицает расизм и антисемитизм на официальном уровне. Тем не менее политический режим в современной России – это модернизированный фашизм, пусть и лишенный театральности и прямолинейности 20-30-х годов прошлого века, но сохранивший свои самые мрачные черты. «Лагерей смерти» у Путина нет, но граждан, подвергаемых различным видам уголовного и административного преследования за политическую деятельность в России все больше и обращение с ними все суровее, как видно на примере того же Алексея Навального, который не просто заключен в тюрьму, но и подвергается там пыткам путем лишения сна и фактического отказа в доступе к медицинскому обслуживанию.
Помимо полицейского террора, Путин не чурается использовать политические убийства для запугивания врагов режима и мести неугодным ему людям как в России, так и по всему миру. Именно ставка на физическое уничтожение оппонентов, криминализация любой оппозиционной и протестной деятельности, стигматизация носителей прозападных, либеральных и демократических убеждений дают все основания считать путинский режим модернизированной версией фашизма.
Россия превращена в фашистское полицейское государство, в котором сохраняется с помощью репрессий, насилия и непрекращающейся травли всех несогласных и непокорных власть несменяемого лидера. Права человека попираются и нарушаются всякий раз, когда это выгодно власти, и у гражданина нет никаких способов добиться их соблюдения. Конституционные гарантии гражданских свобод превращены в фикцию, а судебная система – в приложение к карательной. С той же легкостью и безжалостностью, с которой российские суды приговаривают к штрафам и тюрьмам политических оппонентов власти, они отправляют в тюрьмы «Свидетелей Иеговы», что еще раз доказывает: путинский режим преследует не реальных или даже потенциальных экстремистов, а всех, кто не нравится ему по тем или иным соображениям, в том числе и совершенно иррациональным.
Не стоит надеяться, что Владимир Путин прекратит вмешиваться в конфликты по всему миру и присылать убийц к врагам и критикам своего режима после нескольких вежливых замечаний и символических санкций. Скорее всего, таких случаев будет все больше и больше, потому что на фоне нарастающих проблем внутри страны реальные или мнимые успехи в противостоянии с Западом и прежде всего с США остаются едва ли не единственным козырем для пропаганды и удовлетворения амбиций самого Путина, все еще видящего себя самым влиятельным политиком современности.
Путин – это давно уже не внутренняя проблема России, это вызов всему современному мироустройству. Путинский режим и попустительское отношение к нему со стороны Запада – это еще и дурной пример для множества более мелких автократий и диктатур, от Мьянмы до Венесуэлы. Если Путину можно игнорировать нормы международного права, вести войну на территориях соседних стран, рассылать по всему миру убийц и держать своих критиков в тюрьмах, то почему так нельзя делать и всем остальным? Поэтому борьба с Путиным и созданным им режимом имеет большое значение не только для России, но и для всего мира, а лидеры Запада должны быть смелее и в оценках Путина,и в созданной им системы, и в мерах по сдерживанию.
На самом деле совершенно не важно, как американские и европейские политики называют Путина и его режим публично, важно, чтобы они, хотя бы себе, признались в том, что имеют дело со сформировавшимся фашистским режимом и его творцом и лидером.
Фото: Kremlin.ru