Федор Крашенинников

Российский политолог, публицист и общественный деятель

Путин объявил войну молодежи

События последних дней не оставляют сомнений: своим главным врагом Путин и его режим считают не столько какие-то отдельные политические движения и группы, сколько всю российскую молодежь как таковую и ее активную и политизированную часть прежде всего.

Атака на Алексея Навального и его движение, атака на интернет, атака на редакцию студенческого журнала DOXA, атака на образование, точечные репрессии по всей России – все это так или иначе направлено прежде всего против молодежи. И это не удивительно. Ведь это молодежь активнее всего пользуется интернетом, составляет костяк движения Навального, участвует в протестных митингах, посещает всевозможные лекции и дискуссии, создает независимые СМИ, составляет их аудиторию, ездит по миру, участвует во всевозможных волонтерских и краудфандинговых проектах. Более того, она живет в той же информационной среде, что и ее сверстники во всем мире – слушает ту же музыку, играет в те же игры, придерживается той же моды, смотрит те же сериалы и вообще смотрит на мир точно также, как молодые люди Европы и Америки.

Несомненно, носители западных ценностей есть во всех группах населения России, как и среди молодежи тоже есть сторонники Путина. Но в случае молодых россиян сам их образ жизни и распространенные в их среде ценности делают их стихийными оппонентами консервативного, устремленного в прошлое, закомплексованного и ксенофобского путинского истеблишмента.

Алексей Навальный потому так и ненавистен Владимиру Путину, что оппозиционный лидер нашел подход к молодой аудитории и в свои 44 года смог стать своим для граждан России, которые младше его на 10, 20, а то и 30 лет. У несменяемого же президента России нет ни идей, ни инструментов, ни даже желания общаться с молодым поколением россиян. Это, впрочем, вполне логично: ядерный электорат Владимира Путина – это старшие поколения, поэтому им он и пытается нравиться, угождать и играть на их чувствах, главнейшее из которых – ностальгия по СССР.

Если бы Путин пришел к власти демократическим путем, прошел через жесткую полемику с оппонентами и привык бороться за каждый голос избирателя, он бы хотя бы пытался быть интересным новому поколению избирателей. Но Путин – выходец из КГБ и чиновничьего аппарата, он никогда не участвовал в свободных выборах и потому даже не пытается нравиться тем, кто с ним не согласен.

Это надо особенно четко осознавать внешним наблюдателям: когда Путин говорит о народе России или от его имени, он во всех случаях имеет в виду только тех, кто его поддерживает. Всех тех, кто с ним не согласен, Путин считает предателями, которым не только можно, но даже и необходимо отказывать в какой-либо политической субъектности, не говоря о политическом представительстве.

История с репрессиями против редакции студенческого журнала DOXA в этом смысле весьма показательна. Впервые о журнале DOXA широкой публике стало известно в 2019 году, когда в Москве шли протесты против снятия с выборов в Московскую городскую думу оппозиционных кандидатов. В них активно участвовали студенты московских университетов, и DOXA их в этом поддерживал. Судя по всему, с тех пор за изданием и его редакцией наблюдали органы безопасности, а в 2021 году началась полномасштабная слежка, закончившаяся серией обысков, допросов и следствием, в рамках которого сотрудники журнала фактически помещены под домашний арест и им официально запрещено заниматься журналистской деятельностью.

Едва ли можно серьезно говорить о влиянии DOXA на ситуацию во всей России или на сколько-нибудь значительные группы населения. По сути, это специализированное издание, аудиторией которого являются студенты, выпускники и преподаватели престижных московских университетов. Но именно поэтому ему уделено такое внимание, а расправа с его редакцией столь демонстративна и продолжается даже несмотря на акции солидарности, в которых участвуют преподаватели, студенты, журналисты и представители творческой интеллигенции.

Во-первых, власти крайне озабочены политизацией молодежи в Москве. Массовые уличные протесты в столицы России уже много лет являются ночным кошмаром Путина. Поэтому любое одобрение протестной активности, участие в ней или призывы к такому участию, особенно в молодежной среде, наказываются все более сурово.

Во-вторых, это вполне очевидное послание всем молодым и активным гражданам России: если власть не стесняется устраивать публичную расправу над цветом столичной молодежи, то всем остальным тем более не стоит ждать ни пощады, ни снисхождения.

Как и многих других в современной России, редакцию DOXA обвиняют в призывах к участию в запрещенных властями митингов солидарности с Алексеем Навальным, прошедших в январе. Ролик, за который студентов привлекли к суду, называется «Им не победить молодость». Выпущен он был после ареста Алексея Навального. В нем есть такие слова: «Университеты, колледжи и школы запугивают студентов и школьников, угрожая им отчислением и другими санкциями. Мы требуем прекратить разрушать образование, которое нашему поколению еще предстоит восстанавливать. Власть объявила войну молодости, но молодость — это мы. И мы обязательно победим».

Очевидно, именно упоминание в ролики школьников дало властям формальный повод обвинить редакцию журнала по той же статье, по которой уже выдвинуто обвинение против начальника сети штабов Алексея Навального Леонида Волкова – вовлечение несовершеннолетних в противозаконную деятельностью. Под таковой понимается участие в запрещаемых властями протестных митингах.

Суть происходящего в России в ролике выражена совершенно верно: Путин действительно объявил войну молодежи и его режим сейчас тратит основные силы на расправы и запугивания молодых граждан России, на фактическое подчинение образовательной системы органам безопасности, на консервацию нынешнего режима любой ценой – даже ценой уничтожения будущего для целых поколений россиян, обреченных или покинуть свою страну, или жить в страхе и изоляции от мира.

Главные оппоненты Путина в России сегодня – это не горстка диссидентов, не политические активисты, десятилетиями стоящие в пикетах, а почти вся российская молодежь. И лидеры оппозиции сегодня – это те, кого таковыми считает молодежь. Поэтому всем, кто хочет и может поддержать сопротивление путинскому режиму, надо ориентироваться прежде всего на молодую аудиторию. Рано или поздно она все равно победит, потому что обмануть время и смерть не сможет даже Владимир Путин.

1