Украинский «Нюрнбергский процесс» необходим и он должен пройти в Мариуполе

Влада Смолинская

За несколько недель, прошедших с начала жестокой агрессии России против Украины, мир с ужасом стал свидетелем массовых, целенаправленных и безжалостных нарушений международного гуманитарного права, совершенных против народа Украины российскими вооруженными силами. Осуждение лиц, ответственных за совершение грубых преступлений против международного права в Украине, в частности военных преступлений, — это не просто вопрос приверженности международного сообщества высоким моральным стандартам и верховенству закона, но и экзистенциальный императив глобального управления.

Доказательства новых преступлений обнаруживаются каждый день, и эти преступления продолжаются. Пока вы читаете этот текст, мир узнает об ужасных событиях в городах и селах в 20 км от Киева, в частности Буче и Ирпене, освобожденных от российских оккупантов. Украинских мирных жителей – мужчин, женщин и детей – расстреливали в затылок, со связанными за спиной руками, они неделями лежат на земле на улицах. Тела, раздавленные русскими танками. Младенцев насиловали и замучили до смерти. Членов семьи вынуждали смотреть. Были обнаружены братские могилы, в которых казнили не менее 280 человек. Все это эпизоды из рассказов о том, как русские расстреливали безоружных гражданских беженцев, когда они пытались эвакуировать городов и сел, оккупированных российскими солдатами.

Пока мир шокировано осмысливает фотографии российского геноцида в крохотной Буче, мы должны помнить, что еще большая катастрофа разворачивается в Мариуполе — городе размером с Майами. Российские войска уже больше месяца осаждают город, оставляя жителей без воды, продовольствия и электроэнергии, под постоянными обстрелами и бомбежками. Воздушными ударами намеренно сровняли с землей жилые дома, больницы, школы, детские сады.

На большинстве объектов, пораженных русскими в Украине, было четко обозначено, что они — гражданские. Это и мариупольский роддом, и мариупольский театр, перед которым четко было написано «дети» — по-русски «дети» — большими буквами, видимыми с неба. В результате, по словам советника мэра Мариуполя, число убитых мирных жителей может достигать 25 тысяч человек.

Однако Россия не остановилась на достигнутом. Как сообщил полк «Азов», 11 апреля в Мариуполе российские вооруженные силы применили против военных и гражданских лиц химическое оружие, предположительно, зарин — нервно-паралитическое вещество, запрещенное международным правом. Воздействие зарина смертельно даже при очень низких концентрациях, так что смерть может наступить из-за удушья от паралича дыхания в течение от одной до десяти минут после прямого вдыхания летальной дозы, если не будут быстро введены антидоты. Люди, получившие несмертельную дозу, но не получившие немедленной медицинской помощи, могут получить стойкие неврологические нарушения. Жители Мариуполя находятся в длительной блокаде, и у них нет доступа к медицинской помощи. Стандартные рекомендации для гражданских лиц, подвергшихся атакам с применением химического оружия — закрыть все окна и оставаться вблизи источника проточной воды. Но у мариупольцев больше нет ни стеклянных окон, ни водопровода.

То, что российские вооруженные силы были готовы применить химическое оружие в своем военном нападении на Украину, было предсказуемо: они использовали типичную информационную линию под ложным флагом — обвинить украинскую сторону в готовности применить химическое или биологическое оружие. Соединенные Штаты и Великобритания подчеркнули пропагандистский подход и его значение, предупредив, что русские, вероятно, намеревались сами использовать такие устройства и возложить вину на украинских защитников.

Преднамеренный геноцид России в отношении украинского населения, в том числе мариупольцев, очевиден. После первоначального международного протеста в ответ на ужасную трагедию в Буче Россия развернула мобильные крематории в Мариуполе, чтобы скрыть свои преступления.

Карла дель Понте, бывший главный прокурор трибуналов Организации Объединенных Наций по военным преступлениям в Югославии и Руанде, заявила, что русские в Украине совершали явные военные преступления, и призвала выдать международный ордер на арест президента России Владимира Путина.

Президент Байден публично назвал Путина военным преступником. Госсекретарь США Блинкен заявил, что по оценке правительства США российские военные совершили военные преступления в Украине.

Теперь за этими мощными словами должны последовать эффективные действия. Путин должен предстать перед трибуналом, чтобы его судили и осудили за его преступления. Россия как государство должна нести ответственность за каждое нарушение международного права, включая Конвенцию о химическом оружии 1993 года.

Привлечь Путина и его режим к ответственности

Режим Путина провозгласил «денацификацию» главной целью своей войны — которую они называют «специальной военной операцией» — против Украины. Однако даже поверхностное рассмотрение ситуации и истории разоблачает эту уловку.

В официальной стенограмме 68-го дня Нюрнбергского трибунала, созданного в конце Второй мировой войны для осуждения нацистских лидеров, говорится: «Перед отступлением из Мариуполя немецкие оккупационные власти сожгли все 68 школ, 17 детских садов… и Дворец пионеров».

При чтении этого отрывка возникает жуткое ощущение, что цитата описывает настоящее. За единственным исключением — упоминанием Дворца пионеров, который явно относится к советской эпохе. Современные российские нацисты пошли по стопам первых нацистов, немецких.

Все это ужасные, полностью задокументированные преступления, которые требуют судебного преследования в соответствии с международным уголовным правом:

  • Убийство десятков тысяч мирных жителей, в том числе детей и волонтеров, которые доставляли еду и воду нуждающимся;
  • Использование химического оружия;
  • Беспричинное уничтожение мариупольских больниц, жилых домов, школ и детских садов;
  • Обстрел людей, передвигающихся по так называемым «зеленым коридорам» (для гуманитарной эвакуации в безопасное место).

При привлечении россиян к ответственности за их преступления необходимо помнить о важном моменте: Международный уголовный суд (МУС) не имеет права преследовать российских лидеров и военнослужащих, поскольку Россия не подписала Римский статут, который его утвердил.

Теоретически Совет Безопасности ООН (СБ ООН) мог бы попросить — и, таким образом, уполномочить — МУС расследовать эти преступления. Однако Россия является постоянным членом СБ ООН и совершенно определенно наложит вето на любое такое предложение.

Таким образом, более жизнеспособным вариантом было бы создание специального трибунала для судебного преследования за преступление агрессии в Украине — украинского «Нюрнбергского трибунала».

Прецедент Нюрнбергского трибунала

8 августа 1945 года, после окончания Второй мировой войны, союзные державы — США, Великобритания, Франция и Советский Союз — учредили Международный военный трибунал (МВТ) для рассмотрения дел о преступлениях против мира, военных преступлениях, преступлениях против человечности и заговоре с целью совершения любого из этих преступлений.

Союзники выбрали Нюрнберг, в Германии, местом проведения судебного процесса из-за его роли в качестве эпицентра нацистских пропагандистских митингов, предшествовавших войне. Нюрнберг должен был символизировать смерть нацистской Германии.

В то время как более трех четвертей города лежало в руинах, в Нюрнберге было одно сооружение — Дворец правосудия — достаточно просторное и неповрежденное, чтобы вместить судебный процесс. Так, в ноябре 1945 года во Дворце правосудия в Нюрнберге собрался суд.

Когда начался судебный процесс, в Нюрнберге не было ни электричества, ни водоснабжения, ни канализации. Таким образом, союзники уделяли первоочередное внимание скорейшему решению этих критических вопросов для живущих там немцев. За восстановительными работами последовали демократизация, денацификация и демилитаризация. Понимая, что их благополучие зависит от оккупационных властей, немцы более благосклонно относились к Трибуналу.

Исход Нюрнбергского трибунала стал важным прецедентом. Были определены новые категории преступлений: геноцид, групповое убийство, преступление против человечности, убийство отдельных лиц.  Трибунал установил концепцию, согласно которой верховенство закона стоит выше любого отдельного государства, и что преступники из числа высших должностных лиц страны могут и будут подвергаться судебному преследованию, суду и осуждению.

Почему Мариуполь — подходящее место для трибунала

В Мариуполе сосредоточен символизм хроник русско-украинской войны. Это город, который навсегда сохранит в истории ужасные преступления Российской Федерации против украинцев и Украины. Безвозвратно потерянные жизни, молодые девушки, некоторым из которых не исполнилось 10 лет, замучены и изнасилованы российской армией, разрушены больницы, жилые дома, школы и детские сады.

Это не первый случай, когда Мариуполю приходится давать отпор российским войскам. В 2014 году, когда Россия оккупировала Крым и вторглась на восток Украины, Мариуполь на месяц был оккупирован российской армией и поддерживаемыми Россией силами. Однако тогдашняя ситуация в городе не идет ни в какое сравнение с тем, с чем сейчас сталкиваются сотни тысяч мариупольцев.

«Для варварского убийства детей, невинных и безоружных мирных жителей нет никаких стратегических причин, которые выдержали бы критику», — сказал Папа Франциск в своем традиционном воскресном обращении «Ангелус» по поводу того, что российская армия осадила и напала на город, названный в честь Марии. Единственное, что нужно сделать, — это «прекратить неприемлемую вооруженную агрессию до того, как она превратит города в кладбище», — добавил он.

После того, как российская военная агрессия будет побеждена, международная коалиция должна быть готова помочь Украине восстановить Мариуполь. Греция и Италия уже выступили с такими предложениями. И поскольку город будет символическим центром восстановления, трибунал по военным преступлениям должен пройти именно тут.

Сам Путин, те, кто отдавал преступные приказы, и те, кто выполнял такие приказы, — те, кто лично применял силу, пытал или иным образом преступно издевался над гражданскими лицами, а также совершал другие преступления в нарушение международного права, гуманности и норм приличия в Украине — должны понести полную ответственность в соответствии с международным правом.

Лучший способ привлечь виновных — с помощью специального трибунала по военным преступлениям по примеру Нюрнберга.

Лучшее место для отправления такого правосудия — Мариуполь.

26